Лента новостей
Статья14 августа 2019, 15:20

Непрядва у Лесного Воронежа

К 80-летию учёного-селекционера М.И. Соломатина.

Михаил Соломатин. Фото из личного архива Михаила Соломатина.
Михаил Соломатин. Фото из личного архива Михаила Соломатина.

Рязанский
характер

Кто не знает станцию Александро-Невская в Рязанской области? Исконная русская земля. Основательные и серьёзные рязанцы – воины, хлебопашцы и бортники – любили продумывать всё до мелочей, брались за дела непростые, а примутся за работу – не угнаться. И наделил их Бог ещё одной чертой, которая, говорят, украшает человека, но не очень идёт на пользу, – скромностью. Москвичи да вологжане сделают на полушку, а бахвалятся на гривну серебром. Рязанцы – молчуны. Дела золотые – похвальбы на грош.
В деревне Модвино Новодеревенского района Рязанской области, неподалёку от Александро-Невской, 15 августа 1939 года родился и наш герой – Михаил Соломатин. Деды-прадеды его были хлебопашцами, и унаследовал он от них свой рязанский характер в полной мере: упорный, серьёзный, трудолюбивый, спокойный, но и скромный, как водится. В школу ходил за пять вёрст. В армии служил – командиры не могли нахвалиться, а в вуз имени И.В. Мичурина пошёл – закончил его с отличием.
Ещё в институте возникло у него желание заняться научной работой, однако по распределению попал в Александро-Невское СПТУ мастером производственного обучения. Очень быстро молодого специалиста отличили, он стал преподавателем, а затем заместителем директора училища. И всё же мечта не отпускала – вернулся в родной институт, в аспирантуру к известному в стране учёному-овощеводу доктору сельскохозяйственных наук, профессору М.И. Рубцову. Под его руководством сформировались научное мировоззрение, принципы и методы работы. Практически начал прохождение служебной лестницы с самого начала. Защитил кандидатскую диссертацию, стал научным сотрудником, занимался селекцией сладкого перца, затем перешёл на преподавательскую и административную работу. Был проректором факультета повышения квалификации, но в 1988 году вновь всё круто изменил. Наука оказалась занятием гораздо более интересным, да идея у него появилась плодотворная – вывести новые промышленные сорта томатов.

Оптимизм –
двигатель
науки

Служение сельскохозяйственной науке, в особенности селекции – одно из самых сложных занятий в научном мире. Прежде всего требуется колоссальное терпение. Сотни опытов, тысячи комбинаций растений, кропотливый, ювелирный труд по скрещиванию, опылению. Самое главное – результатов работы нужно ждать годы и годы, однако даже добившись успеха, рано почивать на лаврах, поскольку нужно провести сортоиспытания и получить на них отзыв экспертов. Селекционная работа не терпит и исследовательского пессимизма, о котором писал в своё время Томас Эдисон. Он заметил, что для создания электролампочки было необходимо пять тысяч неудачных опытов против одного удачного, но сие не означало, что процент успеха составлял 0,002, напротив, в итоге была 100-процентная победа. Вот таким абсолютным оптимистом, нацеленным на успешный результат, должны быть и все учёные, создающие новые сорта. Таков и Михаил Соломатин.
Селекционеров-любителей, выращивающих овощи в своём огороде, отличает от профессионалов по большому счёту только две особенности в их работе. Любители не знают истинных предков тех растений, которые они скрещивают, и требования, предъявляемые к овощам, у них скромные: побольше, покрасивее, повкуснее. В этом нет ничего плохого: но новые прекрасные сорта любителей годны только для своего да для тёщиного огорода.

Профессионал же скрупулёзно фиксирует происхождение каждого растения, пишет его родословную, чтобы при желании коллеги могли воспроизвести весь ход изысканий. О требованиях не стоит даже и говорить: вкусовые и внешние качества должны быть непременно, но ещё добавляются сроки созревания, почвенно-климатические условия, возможности машинной уборки, устойчивость ко всякого рода напастям и связанная с нею возможность выпуска экологически чистой продукции.

Всем томатам –
томат

Михаил Соломатин поставил перед собой очень жёсткую задачу и с честью её решил. Сортов он создал много, но окончательные сортоиспытания прошёл пока только один – с прекрасным названием Непрядва, в честь реки, на берегах которой произошла знаменитая Куликовская битва. Сорт этот скороспелый, созревает дружно, пригоден как для ручной, так и для машинной уборки. Помидоры крепкие, небольшие, чтобы проходили в банку для засолки. А уж вкусные-то, объедение!
Урожайные – полведра с куста. Посолишь – зимы не дождёшься, только подноси. И самое главное: завязывает плоды при пониженных температурах, когда другие сорта оказываются «небоеспособными». По крайней мере, в самые неблагоприятные годы все, кто посадил у себя томат Непрядва, с жалостью смотрели на соседний и с удовольствием на свой огород.
Конечно, Михаил Иванович говорит, что агротехнику нужно соблюдать, всё, что положено, опрыскивать, обрабатывать, но на то он и учёный, чтобы призывать не идти на всякие огородные авантюры, но мы-то, простые огородники, должны понимать, какое значение имеет выбор экологически адаптивного сорта. Подстраховаться, конечно, нужно, но урожай при любых условиях будет отменным. Поэтому сорт Непрядва районирован с 1994 года в 27 республиках, краях и областях нашей страны.

Помидоры
с русскими
именами

Мы стояли на селекционном участке Михаила Ивановича в учхозе «Роща», где учёный увлечённо показывал нам томаты.
– Вот, – думал я, – помидоры совсем недавно пришли к нам из Америки, но уже стали неотъемлемой и любимой частью питания русского человека, деликатесом. Наши учёные уже приспособили прихотливого «заморского гостя» к русским чернозёмам, а Михаил Иванович движется дальше. Создаёт не просто адаптированные к условиям, но чисто русские помидоры. И имена своим сортам он даёт из русской истории: Непрядва, Пересвет, Десница, Добрыня, Буйтур.
Все его сорта находятся на разных стадиях селекционной проработки. Некоторые уже отданы на сортоиспытания, другие пока исследуются на коллекционном участке – проверяются их свойства. Наряду с помидорами собственной селекции здесь находятся и дикие виды томата с американского континента, например, культурные сорта разного эколого-генетического происхождения. Всё это материал для работы. Тысячи растений. И каждому Михаил Иванович «поклонился»: сажал, осматривал, опылял, переопылял, отмечал-записывал.

Настоящий
полководец

И вспомнился мне почему-то Китай. Там некий император приказал сделать для себя глиняное войско и поставить вокруг для устрашения ближних и дальних терракотовые фигуры в человеческий рост с нарисованными лицами. Какой вздор! Вот Михаил Иванович Соломатин – это настоящий полководец-император, и войско у него самое что ни есть живое.
Ровные ряды растений, предназначенных не для устрашения, а для созидания, для будущего. Вот большая славная дружина Непрядвы. Их выращивают для семейного фонда, для распространения. Вот крошечный участок диких видов и полукультурных разновидностей. Они предназначены для селекционных манипуляций, но тоже хороши. Вот ровные когорты новых сортов. Некоторые из них погибнут, не дойдя до потребления, окажутся слабыми, другие же с честью пройдут все испытания и завоюют славу. Красота! А над всем морем зелени бездонное небо. Прекрасный мир. Вот тут-то и стала мне понятна замечательная увлечённость нашего героя благородной селекционной наукой.

В гармонии
с природой

Ему несказанно повезло, поскольку живёт он в неразрывном единении с природой, что в нашем суетном мире является счастливым исключением из общего правила. Он занимается любимым и достойным делом, достиг в нём несомненного успеха, а что скромен – не беда! Не журналисты, так сами томаты расскажут о своём создателе всё: главное, они поведают о том, что Михаил Иванович – настоящий, истинный патриот Отечества. Об этом говорят не только названия сортов томатов. Тогда, когда в стране трудно, он не опустил руки, не «сдался на милость победителей», но продолжает растить свою великую армию, способную накормить множество русских людей, помочь им справиться с напастями. Это вам не «заплати налоги и живи спокойно», но творчество, труд, самозабвенная увлечённость делом.
Многое сделано за полвека научной деятельности. И всё, что получено у природы, не спрятано в кубышку, а отдано людям, обществу. Михаил Иванович – автор многих научных и методических публикаций. Он читает лекции студентам, у него много учеников, которые в поле вместе с ним делают тяжёлую рутинную, но нужную работу.
Пожелаем ему удачи, здоровья, успехов, счастья, творческого долголетия!

Справка «МП»

Михаил Соломатин – автор восьми новых сортов томата, три из которых – Непрядва, Буй Тур и Кулон – включены в Госреестр и допущены для использования в 28 республиках, краях и областях Российской Федерации. Автор и соавтор 112 научных и методических публикаций, член авторского коллектива учебника «Плодоводство и овощеводство» для сельскохозяйственных техникумов (2008) и учебника «Селекция садовых культур» (2013) для подготовки бакалавров по направлению «Садоводство».
Под руководством доцента Михаила Соломатина подготовлены и успешно защищены 110 дипломных работ студентами дневного и заочного обучения. Михаил Иванович награждён медалью «Ветеран труда» (1985), Почётными грамотами Агропромышленного комитета Тамбовской области (1991), Тамбовской областной Думы (1999) и Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы (2005).

Автор:Владимир Корнеев