В сентябре 2011 года одно из старейших градообразующих предприятий Мичуринска - ОАО "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" отметит свой 145-летний юбилей.
4 сентября 1866 года на тихих улицах Козлова царило необычайное оживление - жители всех возрастов и сословий спешили к зданию нового вокзала для встречи первого поезда Рязанско-Козловской железной дороги, которая и положила начало Юго-Восточной магистрали. Своим рождением железнодорожная колея Рязань-Козлов протяжённостью 198 вёрст была обязана Павлу Григорьевичу фон Дервизу, основавшему акционерное общество. Тогда же открываются и Козловские железнодорожные мастерские, сооружение которых происходило параллельно со строительством Рязанско-Козловской дороги. Мастерские производили тяжёлый (капитальный) ремонт паровозов и вагонов, принадлежащих железной дороге, выпускали чугунное и медное литьё, стальные поковки для депо. Кроме того, здесь строились товарные и пассажирские вагоны.
Год от года росли объёмы производства, увеличивалось количество работников, расширялись производственные площади, и в октябре 1928 года Козловские мастерские были реорганизованы в паровозоремонтный завод. Уже в декабре 1931 года Комиссия Исполнения при Совнаркоме СССР причислила Козловский паровозоремонтный завод к лучшим предприятиям Советского Союза, ему было вручено Красное Знамя ЦК Союза железнодорожников и Всесоюзного объединения ремонтных заводов.
В годы первых пятилеток труженики завода развивали стахановское движение и ударничество, участвовали в восстановлении разрушенного Гражданской войной народного хозяйства и одними из первых в железнодорожной отрасли добились ритмичного выпуска локомотивов из ремонта. В 1936-1937 годах на Всемирных промышленных выставках в Нью-Йорке и Париже Советский Союз был представлен двумя в десятую долю величины действующими моделями паровозов серии ФД и ИС, изготовленными бригадой умельцев Мичуринского паровозоремонтного завода.
В первые дни Великой Отечественной войны около полутора тысяч заводчан ушли на фронт, 357 из них полегли на полях сражений, а оставшиеся в тылу продолжали самоотверженно трудиться, приближая победу с каждым изготовленным снарядом, отремонтированным бронепоездом и паровозом. За ратные подвиги работникам завода Николаю Яковлевичу Медведеву и Константину Никаноровичу Пронину было присвоено звание Героя Советского Союза, четверо - полные кавалеры Ордена Славы. В послевоенные страницы истории предприятия вписаны десятки имён почётных железнодорожников, передовиков и рационализаторов, награждённых орденами и медалями.
Обратимся к важным датам в истории завода. В мае 1973 года после краткого митинга на территории завода была перерезана ленточка перед первым тепловозом ЧМЭ-3, вышедшим из ремонта, а в 1974 году предприятие стало именоваться локомотиворемонтным. 30 августа 1976 года коллектив прощался с последним отремонтированным паровозом. В том же году была завершена реконструкция завода с перепрофилированием на ремонт чехословацких маневровых тепловозов серии ЧМЭ-3. В 1986 году из ворот предприятия вышел пятитысячный отремонтированный тепловоз данной серии. А в 1994 году завод выпустил из ремонта первый магистральный тепловоз М-62. Освоением ремонта пассажирских тепловозов серии ТЭП-60 отмечен 1996 год. В 1998 году освоено производство котлов для железнодорожных вагонов-цистерн, а в 2004-м - железнодорожных вагонов-цистерн для хранения и транспортировки светлых нефтепродуктов. Тогда же освоена модернизация тепловозов ЧМЭ-3, направленная на продление сроков их службы.
С заводом связаны имена видных общественно-политических деятелей, людей науки и искусства. В знак уважения рабочие преподнесли в дар И.В. Мичурину изготовленный ими в 1934 году большой набор слесарных инструментов. В заводском музее хранится книга великого учёного с его дарственной надписью.
Начиная с перестройки, завод несколько раз менял свою организационную форму, прошёл централизованное планирование всех показателей, две модели самофинансирования, арендную систему, был обществом с ограниченной ответственностью, а потом в течение десятилетия - производственным кооперативом.
Мировой экономический кризис 2008-2010 годов не прошел бесследно для предприятия. Уже с середины 2008 года стала ощущаться острая нехватка оборотных денежных средств, а рост процентных ставок по кредитам и требования банков наличия обязательной залоговой базы не позволили предприятию привлечь дополнительные кредитные ресурсы. Предоплата в заключаемых договорах снизилась до 15%. Сложилось нестабильное положение по выплате заработной платы, возникли перебои в поставках материальных ресурсов и энергоносителей. Осенью 2009 года работа предприятия была парализована. На 1 октября при полном отсутствии производственных заделов задолженность составляла 293,3 млн руб. Сложившаяся ситуация потребовала серьёзных перемен. Смена руководства, поддержка областной администрации, в том числе и в организации общественных работ, позволивших сохранить большую часть коллектива, а также привлечение инвесторов способствовали возобновлению работы простаивавшего более полугода предприятия. В 2010 году при участии администрации области предприятием проведены конструктивные переговоры с руководством ОАО "РЖД", согласована программа ремонта и реструктуризирован долг завода перед основным заказчиком. В наследство от производственного кооператива достались 52 разобранных локомотива, пустые склады, задолженность по заработной плате, по налогам и взятым кредитным обязательствам. Благодаря продуманной политике обновлённой администрации завода и финансовой поддержке соучредителей стало возможным возобновить ремонт локомотивов.
11 октября 2010 года была завершена работа по реорганизации формы собственности предприятия - завод стал открытым акционерным обществом.
В 2011 году ОАО "Милорем", как и в докризисное время, занимает достойную нишу на российском рынке ремонта маневровых тепловозов серии ЧМЭ-3 и магистральных серии М-62, ремонта оборудования тепловозов ЧМЭ-3. В планах также изготовление большой номенклатуры изделий, которые требуются ОАО "РЖД". К настоящему времени завод успешно освоил выпуск более 500 наименований запасных частей. В текущем году на долю нашего предприятия приходится 40% капитальных и 24% средних ремонтов всех тепловозов серии ЧМЭ-3 в рамках годовой программы ОАО "РЖД", а также ремонт более 20% тепловозов серии М-62. В 2011 году запланирован ремонт 182 локомотивов на сумму 930,3 млн руб., что превышает заказ 2010 года в три раза. Кроме этого, заключён договор с Министерством обороны РФ на ремонт 11 тепловозов серии ТЭМ-2.
Общая сумма заказов на 2011 год составляет 1,16 млрд руб. Завод планирует реализацию инвестиционной программы, в которую входит как приобретение нового оборудования, так и модернизация существующего. В настоящее время проводится модернизация пропиточного отделения в электромашинном цехе, приводной станции стенда испытания компрессоров и колёсно-моторных блоков, разрабатываются проекты модернизации тепловозов серии ЧМЭ-3 и М-62 с установкой кондиционера в кабину машиниста и биотуалета в М-62. Закуплено оборудование для износостойкой маркировки проводов электрических цепей тепловозов. Заключены договоры с ВНИКТИ на приобретение оборудования для проведения модернизации тепловозов серии М-62 с установкой унифицированной системы тепловозной автоматики. Изготавливается новая окрасочная камера для колесных пар. Планируется приобретение фрезерного и токарного станков с числовым программным обеспечением, портальной установки воздушно-плазменной резки и многое другое.
Разработаны программы модернизации заводской инфраструктуры и энергосбережения. Завершаются работы по замене конвективной системы отопления на обогрев газовыми инфракрасными излучателями в тепловозосборочном и дизельном цехах. Произведена реконструкция производственной котельной с установкой и вводом в эксплуатацию котла ДЕ 10/14 ГМ. Завершаются работы по установке газолучистого отопления в других производственных подразделениях. В цехах появятся локальные компрессорные установки, что позволит добиться значительной экономии газа и электроэнергии.
На 1 июля 2011 года на заводе работало 1569 человек. Среднемесячная заработная плата за май составила 13,885 тыс. руб.
Руководство завода во главе с генеральным директором Анатолием Алексеевичем Солодким и первичная профсоюзная организация, возглавляемая Мариной Михайловной Павленко, уделяют большое внимание социальной сфере. Вновь работает культурно-спортивный комплекс, где проводятся многочисленные мероприятия, праздники и спортивные соревнования.
Одним словом, дела налаживаются, и трудовой коллектив полон уверенности, что, несмотря на все трудности, заводу удастся вернуть былую славу и вновь стать одним из ведущих локомотиворемонтных комплексов России.