-Анатолий Николаевич, я вспоминаю свою школьную юность, прошедшую в Мичуринске в 70-е годы: спортивная жизнь в городе, без преувеличения, кипела и бурлила…
- Всё верно. В это время в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) № 1 в двух секциях - лёгкой атлетики и гимнастики в общей сложности ежегодно занималось до тысячи человек. А в городе имелись и секции борьбы, бокса, волейбола, баскетбола, настольного тенниса. Играли в хоккей и футбол, бегали на лыжах, был развит конькобежный спорт. В нашей ДЮСШ работали десять тренеров. А ведь действовала ещё другая спортивная школа - на Втором Мичуринске. И занимались в них, кроме школьников, студенты вузов и техникумов, взрослые люди.
- Сегодня вы на пенсии…
- С 2014 года, мой общий трудовой стаж 52 года. Из них 44 тренером по лёгкой атлетике в ДЮСШ № 1. Там я стал работать с 1970-го. А до этого полтора года после окончания института трудился преподавателем физкультуры в средней школе № 2.
- А почему решили поменять место работы?
- Скажу откровенно - работа не нравилась. И причина - занятия лыжной подготовкой. Зимой я вёл шесть пар уроков по этому предмету, три раза в неделю. Всё это было монотонно. Не столько бегали на лыжах, сколько шли к месту занятий и возвращались обратно.
Мне же хотелось движения в работе, в прямом и переносном смысле. Хотелось работать на результат. Эту возможность могла дать лёгкая атлетика.
И тут как раз мне поступило предложение от директора спортшколы Анатолия Дмитриевича Максакова о тренерской работе. Естественно, я согласился. Но чтобы не подводить прежний коллектив, отработал полный учебный год и только потом перешёл на новое место.
- Как тогда был организован учебный процесс в ДЮСШ?
- Начинающий тренер каждый день занимался с четырьмя группами, в каждой не менее 15 человек. Раз в пять лет преподаватели проходили переаттестацию, и это не было формальным мероприятием. Плюс постоянные разъезды со своими воспитанниками на сборы и соревнования. В год таких командировок набиралось до 20.
Летом, на каникулах, работали в спортивном лагере, который включал несколько направлений: волейбол, баскетбол, гимнастику, лёгкую атлетику. Всю инфраструктуру обеспечивали сами тренеры: ставили палатки, готовили настилы, площадки для тренировок. Мы и в спортивной школе многое делали своими руками.
- Вы пришли в спорт, будучи школьником, затем с отличием окончили Московский государственный институт физкультуры имени Н.И. Подвойского…
- Моя спортивная биография началась с 11 лет. Тогда в городе формировалась очередная группа легкоатлетов. Набирал её Серафим Георгиевич Казьмин - заведующий кафедрой физвоспитания Мичуринского пединститута и мой первый тренер. Зимой занимались в институтском спортзале (на углу улиц Советской и Гоголевской), а в тёплое время года - обязательно на свежем воздухе. Это было «требование» Казьмина. Как педагог он безупречно владел методикой преподавания, а как спортсмен в свои 40 лет идеально показывал технику выполнения упражнений. Это я позже уже смог оценить, когда сам закончил вуз.
В 17 лет я не собирался связывать свою жизнь со спортом. В 1962 году после окончания школы с серебряной медалью подал документы в Воронежский медицинский институт. Но на вступительных экзаменах решил подсказать другому абитуриенту. Преподаватель сделал нам пару замечаний, а после третьего обоих отстранил от экзаменов.
Я вернулся домой, год отработал токарем на паровозоремонтном заводе, и меня призвали в армию. Отслужив почти три с половиной года, подал документы в Московский институт иностранных языков имени М. Тореза. Там опять «не повезло» - на вступительных экзаменах решил поспорить с преподавателем. Спор был пустяшный, но тот пошёл на принцип, и в итоге я забрал документы из иняза и отдал их в спортивный вуз, в который поступил и окончил с отличием.
- Вы, как обладатель красного диплома, могли выбирать место распределения, но вернулись в Мичуринск…
- Это был осознанный выбор, о чём не жалею. Я любил и люблю свой родной город.
- В 1974 году, когда вам было 30 лет, вы стали призёром легкоатлетического чемпионата РСФСР…
- Я своё участие в спортивных состязаниях закончил в 36 лет. А в 28 лет установил рекорд в городе в прыжках в длину - 7 метров 32 сантиметра. Он, между прочим, до сих пор не побит. И до 36 лет у меня были ежедневные тренировки, дважды в день: утром и вечером.
- Советские спортшколы работали на массовость или на результат?
- И на то, и на другое. Но всё же результат находился в приоритете. Существовал план по подготовке разрядников. Однако он не казался жёстким, так как все понимали: подобные установки работают далеко не всегда. Порой неперспективный и нескладный новичок начинал показывать прекрасные результаты. А было и наоборот. Тренеры городской ДЮСШ готовили подающих надежды воспитанников для уровня области, с областного уровня отбирали лучших на республиканские соревнования. Иерархия была строгая, а сам процесс эффективный. В результате многоступенчатого отбора пройти на союзный уровень удавалось немногим. Но зато те, кто выбивался, были, действительно, звёздами.
В 90-е годы всё пришло в упадок, а в начале нулевых началась оптимизация, которая буквально перечеркнула многие достижения и наработки советской педагогической системы. В итоге развалили стройную систему подготовки будущих профессиональных спортсменов, да и физкультуру в большей мере свели к отчётности.
- Но сегодня возрождается движение «ГТО», проводятся многочисленные турниры и состязания…
- Сейчас стало больше зрелищности в массовом спорте, но при этом он потерял главное - доступность для большинства и заинтересованность руководства в подготовке классных спортсменов. Я подготовил четыре мастера спорта, десять кандидатов. Перворазрядников даже не считал, их были сотни. И это не в областном городе, а в Мичуринске. Кроме меня, работали и другие, кто также может гордиться своими достижениями.
- Кого из ваших воспитанников вы могли бы выделить отдельной строкой?
- Конечно, мой первый чемпион - Николай Фомушкин, победивший на соревнованиях в Сочи, он прыгнул в длину на шесть с лишним метров. Такой результат у нас с ним появился за два года, с момента моего перехода в ДЮСШ. Потом был второй -
Анатолий Коржов (трёхкратный чемпион РСФСР).
Я воспитал 36 призёров России. Без лишней скромности
могу отметить своего сына, Родиона Краснянского, пятикратного чемпиона России и пятикратного призёра СССР. А вообще за все годы у меня занималось более 10 тысяч воспитанников.
- Сегодня в городе открыты и реконструированы несколько прекрасных спортивных объектов, в годы СССР об этом было сложно мечтать…
- Это правда. Мичуринск долго не мог тогда похвастаться спортивными аренами и залами, однако число чемпионов различного уровня было велико. Более того, несколько воспитанников мичуринской ДЮСШ вышли в большой спорт. Повторю - сама система подготовки и воспитания будущих чемпионов работала на результат. Именно отсюда и многочисленные достижения, и рекорды советских спортсменов на мировой арене. При том, что материальная база, действительно, уступала сегодняшней. И так обстояло не только в Мичуринске.
- Трудно ли было тогда купить или, скорее, «достать» хорошую экипировку?
- Очень. Максимум можно было приобрести в магазине кеды. Мы трусы спортивные себе шили сами, какая там экипировка! А фирменную обувь покупали с рук за три цены. Даже на уровне сборной России спортсменам выдавали самую простую форму.
- Говорят, что спорт - это физкультура, доведённая до абсурда. Вы согласны с этой фразой?
- Если вы говорите о профессиональном спорте, то да. Но это стезя немногих. Большой спорт - это огромные физические и психологические нагрузки.
- Сегодня тема допинга не сходит с экранов телевизоров и газетных полос. В ваши годы знали о существовании спортивной фармакологии?
- Нет, всё, что мы могли себе позволить в этом плане, - это аскорбиновая кислота и креатинфосфат. То, что свободно продавалось и продаётся в любой аптеке. Дисциплина и режим - вот допинг тех лет.
- Сегодня утреннюю зарядку делаете?
- Обязательно. На турнике подтягиваюсь раз 12 свободно.
- Есть ли какой-то главный девиз на пути к победе у тренера Анатолия Краснянского?
- Серафим Георгиевич Казьмин, желая подчеркнуть важность старания на занятиях, как-то сказал: «Я когда при Сталине на Красной площади на демонстрации шёл, у меня из-под шиповок искры летели!». Мне эта фраза почему-то запомнилась на всю жизнь. И я понял - для того, чтобы добиться чего-то и в жизни, и в профессии, надо работать именно так - чтобы искры летели. Тогда можно рассчитывать на личные успехи и профессиональные достижения.
А вообще всегда руководствовался олимпийским девизом«Citius, Altius, Fortius!» - «Быстрее, выше, сильнее!». Для спортсмена он самый верный…