Лента новостей
Статья24 сентября 2019, 11:45

Местным культурным брендам – дорогу в большой мир!

Вопрос сохранения и продвижения культурных брендов малых городов и сёл обсудят на форуме «Сообщество» в Мичуринске в рамках экспертной сессии «Живое наследие: как сохранить и продвинуть локальные культурные бренды». Модератор мероприятия — председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов — рассказал о проекте, который позволит поддержать производство на малых территориях России.

Андрей Максимов
Андрей Максимов

Какие вопросы будут обсуждаться в рамках дискуссии?

Центральной темой обсуждения станет реализация проекта «Живое наследие», который подразумевает создание национальной карты локальных культурных брендов. Сегодня в мире преобладает массовое производство, однако все больше людей имеют запрос на что-то локальное и уникальное, на то, что несёт колорит конкретного места. Массовое производство в малых городах, как правило, разместить нельзя, и то, что эти города опираются на свои традиции, сохраняя свою уникальность, создаёт предпосылки для формирования новой локальной экономики.

Какова задача проекта «Живое наследие»?

Суть проекта состоит в том, что на одну карту собирается информация о самых главных культурных брендах, которые уникальны и имеют славу на уровне конкретного населенного пункта. В перспективе такие бренды могут по лестнице известности прошагать до глобального уровня, как, например, Бурановские бабушки. То есть наша задача — найти тот золотой ключик, который откроет маленьким местным достопримечательностям и брендам дорогу в большой мир.

Какие ещё меры, помимо поддержания местных культурных брендов, будут способствовать развитию малых городов и сел?

Для того чтобы малые населённые пункты развивались системно, требуется сочетание нескольких факторов. Во-первых, это создание новых рабочих мест, и не только посредством культурной экономики, о которой мы говорили выше. Это может быть, например, перенос кол-центров, которые работают на крупные банки, за пределы крупных городов. Это вполне возможно, учитывая современное развитие интернета и телефонии, такая практика уже апробирована в Ивановской области. Во-вторых, это городская среда в максимально широком смысле. То есть здесь речь идёт не только о благоустройстве. Потому что мы делаем наши города красивыми, а люди говорят: «А зачем нам эта внешняя привлекательность, если здесь всё равно нечем заняться в плане работы, некуда сходить, у нас нет нормальных школ и детских садов, у детей нет перспективы учиться в нормальных вузах и у нас нет возможности выбраться в более крупный населённый пункт?» То есть одним благоустройством ограничиться невозможно. Если мы говорим о городской среде, то должны понимать под ней минимальную доступность для людей тех услуг, которые им нужны для жизни. То есть должны быть образовательные центры нескольких уровней, а также медицинские центры узкой направленности, специалисты которых имели бы возможность выезда в село или посёлок. Базовая медицина, конечно, должна быть под боком. То есть в малых городах необходимо создать полный комплекс базовой инфраструктуры и досуговой инфраструктуры.

Жители многих малых городов и сел не имеют возможности выехать за пределы своего населённого пункта. Позволит ли решение этой проблемы остановить отток людей с малых территорий России?

Возможность выехать за пределы населённого пункта является одним из самых важных факторов развития малых городов и сёл, это так называемая «путёвка в продвинутую реальность». Нужно развивать региональную авиацию, подумать о её субсидировании. Это необходимо для того, чтобы человек, который, например, живёт в Тулуне, мог добраться до Иркутска и что-то там посмотреть, вдохновиться и привезти новые идеи в свой родной город.

Как привлечь бизнес в малые города и сельские поселения?

В этом вопросе ключи и инструменты влияния во многом находятся в руках у региональных и федеральных властей. То есть нужно менять налоговое законодательство, облегчать режимы ведения бизнеса и работать с инвестиционными проектами. В малом городе условия для бизнеса можно создать вручную. Понятно, что там, где территория и население небольшие, бизнесы не очень выгодны, но зато местная власть может в ручном режиме устранить возникающие помехи и сопроводить тот инвестпроект, который заходит на территорию.

Почему именно Мичуринск выбран местом проведения форума?

Выбирая Мичуринск, мы, в частности, руководствовались критериями определенного символического значения. Мы знаем, что Мичуринск — это единственный агронаукоград. Он ещё и цивилизованное место, которое движется вперёд, опираясь на традиции и открывая всё время новые горизонты. Мичуринск — одно из тех мест России, которое, безусловно, одновременно является символом глубинки и символом прогресса.

Как проведение форума отразится на развитии Мичуринска?

Такой наплыв экспертов и практик, которые будут показаны, безусловно, позволит городу найти новые пути и перспективы. Мне кажется, что приезд такого форума и дискуссия такого уровня будет импульсом для развития Мичуринска.

Автор:По материалам