Лента новостей
Статья3 октября 2019, 09:27

Провинциальный актёр Григорьев

Пятнадцатого января 1903 года «Козловская газета» сообщила читателям о скоропостижной смерти, случившейся от разрыва сердца, артиста труппы госпожи Брянской (в том сезоне её антрепризы шли на подмостках театра Злобина) Василия Григорьевича Григорьева.

Владимир Гиляровский – автор воспоминаний  об актёре Василии Григорьеве.
Владимир Гиляровский – автор воспоминаний об актёре Василии Григорьеве.

Как сообщала местная пресса, пятнадцатого января, уходя из театра с дневной репетиции, он сказал, что на вечернюю не придёт. И действительно, не пришёл. В семь часов вечера его не стало. Семнадцатого января состоялись похороны артиста. Отдать последний долг товарищу собралась вся труппа. За гробом шло много народа, его знакомые и почитатели. После умершего осталась вдова.
Так чем же отмечен земной путь провинциального актёра, чем он интересен и уникален? Об этом и хотелось бы рассказать.
В конце шестидесятых, в начале семидесятых годов XIX века в Тамбове славился антрепренёр Григорий Иванович Григорьев (настоящая фамилия Аносов). Происходил он из воронежских купцов, но, будучи юношей, увлёкся театральным искусством: бросил прилавок, родительский дом и пошёл странствовать с бродячей труппой, пока через много лет не получил родительское наследство. К этому времени он решил сам содержать театр. Сначала он стал во главе бродячей труппы, играл по казачьим станицам на Дону, на ярмарках, в уездных городках Тамбовской и Воронежской губернии, потом снял театр на зиму сначала в Урюпине и Борисоглебске, а затем в губернском Тамбове.
Вскоре после 1861 года наступили времена, когда помещики проедали выкупные, полученные за свои имения. Между ними были крупные меценаты, державшие театры и не жалевшие денег на приглашение лучших сил тогдашней сцены. Семейства тамбовских дворян Ознобишиных, Алексеевых и Сатиных покровительствовали театру, а Илья Иванович Ознобишин был даже автором нескольких пьес, имевших успех.
По воспоминаниям современников, жил Григорий Иванович в Тамбове в большой квартире при своём театре, в которой обитали бродячие актёры, квартировавшие даже в подвалах, где спали на соломе. В одном из таких подвалов зимой 1875 года жил у него и будущий известный писатель и журналист Владимир Гиляровский, оставивший об этом времени свои замечательные воспоминания.
– «Переехал» я из этого подвала в соседний только потому, что рано утром свинья со двора продавила всю раму, которая с осколками стекла упала на моё ложе, а в разбитое окно к утру намело в подвал сугроб снега, – писал спустя годы Владимир Александрович в своей книге «Люди театра». Благодаря образному перу Дяди Гиляя (литературный псевдоним Гиляровского) сохранились до наших дней и весьма интересные воспоминания об актёре Василии Григорьеве, упомянутого в хрониках «Козловской газеты» в самом начале ХХ века.
Именно сын Г.И. Григорьева, Василий Григорьевич, и перевёл в свою комнату Гиляровского, за что последний был ему несказанно благодарен.
– Вася, помощник режиссёра, – читаем мы у Владимира Александровича. – Ему было лет восемнадцать, он обладал прекрасным небольшим голосом, играл простаков и водевили, пользовался всеобщей любовью и был, кроме того, прекрасным помощником режиссёра. Впоследствии, когда он уже был женатым и был в почтенных летах, до самой смерти его никто иначе не звал, как Вася. Его любил покойный Антон Павлович Чехов, с которым он часто встречался у меня (у Гиляровского. Прим. авт.). Чехов любил слушать его интересные рассказы из актёрского быта, а когда подарил ему с надписью свои «Сказки Мельпомены», то Григорьев их переплёл в дорогой сафьяновый переплёт и всегда носил в кармане. Между прочим, он у меня за ужином дал сюжет для «Каштанки» Чехову своим рассказом о тамбовском случае с собакой. Точь-в-точь, как написано у Чехова. Собственно говоря, Вася Григорьев и был виновник того, что я поступил на сцену, а значит и того, что я имею удовольствие писать эти строки.
Гиляровский, Чехов, рассказ «Каштанка» – вот пунктиры судьбы, пронизавшие земной путь козловского актёра, который за 30 лет своей театральной деятельности исколесил всю Россию вдоль и поперёк и как артист был хорошо известен в провинции. По воспоминаниям современников, свою артистическую карьеру он начал ещё ребёнком, выступая в пьесах, где были заняты дети.
Согласно сохранившимся воспоминаниям, похоронен был сорокалетний актёр Григорьев на «новом» Крестовоздвиженском кладбище. Вскоре после его смерти друзья и поклонники решили устроить на могиле Василия Григорьевича памятник. Всех желающих участвовать в этом начинании благоволили обращаться в редакцию «Козловской газеты» или к художнику Криволуцкому.

Автор:Михаил Белых