Лента новостей
Статья5 декабря 2019, 08:47

А у нас в феврале… (готовимся к итоговому собеседованию)

12 февраля 2020 года для всех девятиклассников страны пройдёт итоговое собеседование по русскому языку.

А у нас в феврале… (готовимся к итоговому собеседованию)
Что представляет собой устное собеседование? Как подготовиться к этому серьезному испытанию? Какие трудности могут ожидать девятиклассников? Сегодня мы постараемся осветить основные моменты этого экзамена.

Для чего введено устное собеседование?

Устное собеседование по русскому языку было введено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи (спонтанной речи) у школьников. Оно является обязательным устным экзаменом по русскому языку в 9 классах с 2019 года.

Из каких заданий состоит устное собеседование и какие трудности могут возникнуть при прохождении экзамена?

Итоговое собеседование – это работа с текстами, включающая 4 задания. Рассмотрим подробно каждое из них.

Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно-публицистического стиля. Какие могут быть тексты? Например, в прошлом году тексты для чтения представляли собой тексты о выдающихся людях России как прошлого, так и настоящего. Объём текста – 200 слов. Текст включает четыре микротемы. Основная сложность текста для чтения – это обилие личных имён и терминов. На подготовку к чтению у девятиклассника будет две минуты. Оценивается чтение по двум критериям: интонация и темп. Как нужно читать? Читать нужно, повышая и понижая интонацию, согласно авторской задумке и знакам пунктуации, со скоростью, свойственной естественной речи, то есть без длиннот «Э-э-э, а-а-а», мхатовских пауз и т. д.

Задание 2 – подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации. При пересказе необходимо не только включить приведенное высказывание, но и обязательно сохранить все микротемы исходного текста. Необходимо учесть, что сам текст у экзаменуемого заберут, а вот цитату оставят. Какие трудности для школьников в этом задании? Прежде всего, нужно сначала правильно прочитать, а затем, в пересказе, правильно использовать личные имена. К сожалению, не все девятиклассники могут правильно прочитать такие фамилии, как Вернадский (Вернотский), Раевский (Раёвский), Циолковский (Цылковский) и так далее. Причина банальна – эти фамилии некоторые школьники слышат впервые. Как исправить ситуацию? Расширять свой знаниевый, культурный, эстетический кругозор через чтение и обучение. Кроме того, нужно не ошибиться в ударении терминов, хотя над этими словами и будет стоять соответствующий знак. Если допускается ошибка в слове с проставленным ударением, то сразу экзаменуемый получает ноль баллов за критерий «орфоэпия». И последние рекомендации к заданию 2. Пересказ должен быть подробным (!), а не сжатым, как на изложении в ОГЭ, и стиль текста должен быть сохранён. И не забудьте: нужно органично включить в пересказ предложенную цитату.

Задание 3 – тематическое монологическое высказывание. Ученику предлагается создать монолог, описывая фотографию, повествуя о каком-то событии или рассуждая на предложенную тему. Сложность этого задания состоит вот в чём: если фотография распечатана будет не в цвете, а в черно-белом (допустимом!) варианте, то монолог-описание на основе фотографии потеряет краски, то есть будет коротким и скудным. Практический совет: в случае черно-белой печати выбирайте монолог-повествование или монолог-рассуждение!

Задание 4 – участие в диалоге. Здесь в экзамен активно включается экзаменатор-собеседник. Во время беседы предлагаются вопросы по выбранной обучающимся теме. Необходимо дать полный ответ на каждый из них, тогда диалог состоится, а коммуникативная задача будет решена.

Все задания представляют собой задания с развёрнутым ответом. Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех заданий итогового собеседования, – 20. Участник собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов. Те девятиклассники, которые не справятся с заданиями и не наберут минимального количества баллов для «зачёта», получат две дополнительные попытки для пересдачи – в марте и в самом начале мая.

Как подготовиться к испытанию?

Итоговое собеседование - это серьёзный рубеж для выхода на успешное прохождение основной сессии ОГЭ. Многие школьники допускают нелепые ошибки из-за колоссального волнения во время экзамена и кажущейся простоты заданий до его наступления. Именно поэтому к устному экзамену необходимо начинать готовиться как можно раньше, отрабатывая все навыки работы с текстами и карточками, чтобы к февралю 2020 году быть абсолютно уверенным в том, что выполнение каждого задания доведено до автоматизма и не вызывает никаких трудностей.

Желаем успеха!

Автор:Управление народного образования администрации города Мичуринска