Лента новостей
Статья31 марта 2020, 09:28

И на войне нужны прогнозы

Погода – это одна из тех универсальных тем, которая интересует каждого. О ней можно вести разговор за чашечкой чая с друзьями или начать беседу с малознакомым человеком. Многие сферы нашей жизни зависят от погодных условий и нам ежедневно требуются достоверные прогнозы. Дают нам их синоптики.

Нина Береговая в городе Николаеве (Украина).
Нина Береговая в городе Николаеве (Украина).

Но без наблюдений и сбора данных о погоде метеорологами в современном мире нам никак не обойтись. Отдавая дань уважения такой важной и необходимой профессии, хотим рассказать историю судьбы уроженки нашего города Нины Николаевны Береговой (в девичестве Сазыкиной), многие годы проработавшей на мичуринской метеостанции.
О нелёгкой жизни героини статьи накануне Дня работников гидрометеорологической службы нам рассказала её внучка – педагог дополнительного образования Дома творчества Елена Баева.

Сделает так,
как решила

– Моя бабушка, окончив в 1942 году мичуринскую школу № 49, вместе со своими подругами отправилась в военкомат, чтобы записаться добровольцами на фронт. Они думали, что им тут же выдадут форму и оружие и стразу отправят на передовую, но не тут-то было!
Девушки получили направление в Московское Краснознамённое военное авиационное училище связи, которое располагалось в Тамбове. Но перед этим семнадцатилетней Нине предстояло расстаться со своими роскошными косами, так как по уставу военного учреждения курсанты должны носить короткие стрижки. Она вошла в комнату, служившей будущим бойцам парикмахерской, самой первой. Села на табурет и замерла в ожидании. К ней подошёл солдат, исполнявший обязанности цирюльника, и, занеся ножницы над головой Нины, остановился, сделал шаг назад и произнёс: «Ну зачем тебе на фронт? Неужели не жалко такую красоту уничтожать… У меня рука не поднимается отрезать твои косы. Может, ещё передумаешь?»
Но девушка, отрицательно покачав головой, решительно ответила: «Они ещё отрастут! Стриги быстрее!»
Домой Нина вернулась уже с мужской стрижкой. На следующий день родственники со слезами на глазах провожали девушку в Тамбов. «Что с ней поделаешь, – рассуждала вслух мама Елена Сергеевна о характере дочери, – её же не отговоришь от задуманного, всё равно сделает так, как решила».
В Тамбове девушка целый год постигала навыки строевой подготовки, училась владеть огнестрельным оружием, работать с приборами и сложной авиационной техникой.

Большой
солдатский путь

По окончании в 1943 году с отличием военного училища связи курсант Нина Сазыкина была направлена в составе 481-го батальона на аэродром в качестве метеоролога.
Так начались для неё тяжёлые будни службы, во время которой приходилось рыть землянки и даже при самой плохой погоде, в мороз или слякоть, снимать показания с многочисленных приборов и градусников, располагавшихся, разумеется, на улице. Потом эти данные требовалось грамотно обработать и предоставить точную сводку. От качественно выполненной работы метеорологов зависела жизнь советских лётчиков и успех выполняемых ими боевых задач.
Служба Нины представляла собой бесконечные дежурства на метеостанции. Ночи были изнурительными и бессонными, потому что и в это время суток приходилось неоднократно выбегать на площадку для снятия показаний с приборов.
С 1943 по 1945 годы Нина Сазыкина прошла большой солдатский путь – от малой родины до самых Бранденбургских ворот в Берлине.
«Сначала я спокойно и терпеливо смотрела на то, как мои подруги, собираясь домой, упаковывают чемоданы и рюкзаки, – вспоминает Нина Николаевна о своей службе в первые дни после окончания войны, – но однажды, когда нас на станции уже осталось всего шесть человек, я расстроилась и заплакала. А тут, как на грех, вошёл начальник станции, наш батя, как мы его ласково называли. «В чём дело, старший сержант Сазыкина?» – спросил он. Я встала и, размазывая слёзы по щекам, стала жаловаться: «Разве я плохо служила, товарищ капитан? Все уезжают, а я...» Он сел рядом со мной и стал увещевать: «Нина, ты же лучший синоптик на нашей станции. Кому же, как ни тебе, доверить это дело?! В стране сейчас царит послевоенная разруха, эшелоны на станциях переполнены, промышленность пока ещё не восстановлена. Подожди! Ты у нас серьёзная и умная девушка. Ведь и лётчиков ещё не всех отпустили. Поверь, ты нам здесь очень сильно нужна!» Потом он вытер Нине слёзы своим носовым платком и отправился проверять посты.

После Победы

Счастливый день демобилизации для девушки наступил 8 октября 1945 года. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старший сержант Сазыкина была награждена орденом Отечественной войны второй степени. Нине Николаевне вручили благодарственное письмо от главнокомандующего Советскими оккупационными войсками в Германии маршала Георгия Жукова. Парадный китель ветерана Сазыкиной украшали медали «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За отвагу» и другие.
Сразу после окончания войны Нина уехала в Белорусскую ССР, где работала в горкоме партии. Вскоре девушка вышла замуж и взяла фамилию супруга, став Ниной Береговой. От этого брака у неё родилось трое детей.
Вернувшись в Мичуринск, Нина Николаевна до самой пенсии работала на местной метеостанции. Она стала примером для многих коллег, так как была бесконечно предана своей профессии.
Как ветеран Великой Отечественной войны она активно участвовала во встречах с подрастающим поколением, которые проводились в школах и техникумах города.
Имя Нины Николаевны Береговой занесено в книгу «Вернулись с Победой». Не стало её 14 апреля 1995 года, когда вся страна готовилась к празднованию полувекового юбилея Великой Победы.

Нина Береговая в городе Николаеве (Украина).
В Белоруссии. 1945 год.
На метеостанции в Мичуринске. 1967 год.
Нина Береговая в городе Николаеве (Украина).
Автор:Подготовил Денис Ерёмин.