Лента новостей
Статья17 апреля 2020, 14:15

Родные лица

Просматривая страницы семейного альбома, обращаю внимание на пожелтевшие снимки моего деда. В каждой семье с трепетом и уважением относятся к фотографиям, на которых запечатлены дорогие нам люди. Это история их жизни, а из тысячи таких историй складывается история всей страны. Особенно дороги нам снимки военных лет.

Виктор Кириллов.
Виктор Кириллов.

С них зачастую на нас смотрят серьёзные лица, хотя большинство героев этих снимков были ещё мальчишками и девчонками, только рано повзрослевшими. Сколько надо было иметь мужества, терпения и отваги, чтобы пройти достойно эту войну, чтобы вернуться домой с желанием жить и делать что-то для семьи, для своего предприятия, для своей страны.
Мой дедушка, Виктор Алексеевич Кириллов, родился 20 марта 1921 года в селе Турмасово Козловского уезда. В крестьянских семьях того времени всегда было много детей, и их семья не стала исключением. Витя хотел помогать родителям и после семи классов пошёл в железнодорожное училище. Он получил специальность электромонтёра и приступил к работе в паровозном депо в Кочетовке. Срочная служба в рядах Красной Армии не дала ему продолжить трудовую деятельность. Он был курсантом в 12-й Оршанской окружной роте с октября 1940-го по июнь 1941 года. И неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы не началась Великая Отечественная война.
Война изменила много судеб, она перечеркнула все желания и стремления людей. Моему дедушке тогда было 20 лет. Ему хотелось построить дом и создать свою семью. Люди не знали, что их ждут почти четыре года изнурительных боёв. Откуда в человеке столько храбрости и смелости? Они шли, не задумываясь, на смерть. Они надеялись на скорейшую победу, верили, что смогут легко одолеть врага.
С июня 1941 года Виктор был направлен в 162-й истребительный авиаполк мотористом-авиационщиком. Потом его перевели в 179-й истребительный авиаполк, позже в 27-й запасной авиаполк в качестве механика специального электрооборудования. Везде требовались специалисты. Следом был перевод в пятую техническую бригаду 945-го штурмового авиаполка.

Дедушка готовил самолёты к боевым вылетам. Когда они повреждённымиприлетали после воздушного боя, их необходимо было срочно отремонтировать и привести в боевую готовность.

Мой дедушка прошёл всю войну, которая закончилась для него в Берлине. После Победы он не сразу вернулся к себе на родину, остался на сверхсрочную службу до 1947 года. За доблесть и отвагу он награждён медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», орденом Отечественной войны II степени.
После войны он создал семью, в которой родились трое сыновей (мой папа – третий его сын). Привычка к труду, жизнелюбие не оставляли его. Он работал на заводе имени Ленина, в мичуринском отделении госбанка, на швейной фабрике имени Крупской, фабрике «Динамо». Дома держали подсобное хозяйство: свиней, кур, уток, кроликов. Удивительно, но, несмотря на пережитое, он оставался активным и жизнерадостным человеком. Мне, к сожалению, не довелось с ним лично пообщаться, но я знаю многое о нём по рассказам моего отца. И мы все – трое его сыновей, семеро внуков и шестеро правнуков – гордимся им.
Всегда будем помнить его подвиг ради счастья и мира на родной земле. Будем помнить, какую страшную цену заплатило человечество за жизнь моих родителей, за мою жизнь и моих будущих детей! Сколько крови было пролито, сколько жизней унесла война!
…Я убираю несколько фотографий в альбом и задумываюсь, а могли бы мы так же самоотверженно сражаться, так же не думать о себе, о своей жизни ради счастья других людей. Моё поколение – поколение ХХI века. Мы любознательные, энергичные, мы вечно спешим в поисках чего-то нового, неизведанного. В этом стремительном беге мы нередко упускаем из виду что-то важное и нечасто обращаемся к своим корням, к историческим событиям. Но мы точно знаем, что тоже являемся частичкой истории, как наши отцы, деды, прадеды. И я хочу, чтобы мы знали о войне только из учебников истории.

Автор:Владимир Кириллов.