Мечта, которая не продаётся

30 апреля 2020, 18:20 1378

Мичуринские умельцы Александр Шарапов и его сын Денис восстанавливают ретро-автомобили.

Александр Шарапов. Фото Дениса Ерёмина.

Легенда № 21

Увлечение этим, безусловно, творческим занятием у Александра Шарапова появилось в юности. В семнадцатилетнем возрасте он собрал своего первого четырёхколёсного друга  – ГАЗ-53.  Тогда отец Александра пригнал к дому списанный уже на две трети разобранный автомобиль. Однако после капитального ремонта грузовик исправно работал ещё несколько лет.
Александр прожил жизнь в окружении техники, поэтому желание восстанавливать автомобили было в нём всегда сильно.

– Меня часто посещала мысль – сделать что-нибудь необычное, – рассказывает он. – Однажды наткнулся в интернете на фотографию автомобиля «Победа», и мне захотелось приобрести эту машину. Начали с сыном Денисом искать по Мичуринску и Мичуринскому району владельцев ГАЗ М-20. Но ни одной «Победы» мы не нашли, зато нам попалось предложение о продаже ГАЗ-21 «Волга».
Так мастер стал обладателем раритетного авто. Выбранная для восстановления «Волга» последние шесть лет простояла под открытым небом. Состояние транспортного средства было очень плачевным. В результате проделанной работы от прежнего автомобиля осталась только одна капсула. Почти все комплектующие и запчасти автомобиля новые.
Однако сначала Александр даже не предполагал, каким образом будет проходить процесс восстановления. Первым делом он приступил к так называемой дефектовке – снял все лишние детали, вычистил грязь и старую антикоррозийную обработку с днища автомобиля. В поиске запчастей помогало сарафанное радио – многие горожане прознали про мастера, загоревшегося идеей отреставрировать старенькую «Волгу».  Благодаря новому увлечению у Александра появилось немало друзей-единомышленников, среди которых не только жители Тамбовской области, но и представители других регионов.
– Собирая наш ГАЗ-21 буквально по винтику, мы с сыном исколесили не только Тамбовщину, но и по Липецку накатали приличный километраж, – вспоминает Александр.
Особую ценность «Волге», восстановленной Александром и Денисом, придаёт то, что вся она собрана из оригинальных запчастей, большинство из которых были новыми, лежавшими в фирменной упаковке в гараже хозяев ретро-машин, что называется, про запас. Все швы мичуринскими мастерами запаивались оловом, точно так же, как это делалось в цехах Горьковского автомобильного завода.
На приобретение недостающих деталей ушло три года. А параллельно с этим реставраторы вели работы по ремонту кузова и готовили его к покраске. Кожаный салон по специальному заказу сшили на одной из фабрик в Тамбове. Все узлы и агрегаты, включая переднюю и заднюю подвески, были сделаны за два месяца. Причём это была полностью ручная сборка.
Известно, что самый элегантный декоративный элемент «танка во фраке», как в народе окрестили «Волгу» двадцать первой модели, – хромированный олень на капоте, символ Горьковского автозавода. Но он в то же время и самая уязвимая деталь машины. Зачастую хулиганы попросту отламывали это украшение себе на память.
– Тревожно оставлять эту машину надолго в общедоступном месте, – делится своими переживаниями за любимый автомобиль Александр. – Конечно, не столько жалко оленя, я и новый могу приобрести, а вот если помнут капот при попытке его открутить, это будет куда большей неприятностью. Когда мы покупали эту машину, олень у неё уже отсутствовал, были только одни копыта на капоте. Этот декоративный элемент мы с сыном тоже восстанавливали заново.

Новый вызов

Процесс реставрации затянул Александра с головой, он не мог остановиться, пока из мастерской не выехал сияющий хромом легендарный автомобиль. Но умельца мучил вопрос, что делать дальше? Какая-то неизъяснимая пустота возникла внутри него. И сын Денис сказал отцу, что не стоит так переживать, и предложил заняться новым проектом. Александр признался, что уже есть мысли насчёт автомобиля ГАЗ-69.
И вот они снова начали подыскивать подходящую в качестве базовой основы машину. Осложняло поиски то, что это автомобиль повышенной проходимости – 
своего рода рабочая лошадка, которую в основном нещадно эксплуатировали в колхозах, поэтому при таком неаккуратном использовании и дефиците запчастей  ремонтировали ГАЗ-69 как придётся и из чего попало. Каждый модернизировал машину по-своему – кто-то к ней приваривал новую крышу от УАЗ-452, прозванного в народе «буханкой», кто-то вставлял двери от «Москвича» ИЖ-2715, который из-за формы  в СССР ласково именовали «пирожком».
И найти ГАЗ-69, не подвергнутый серьёзной переделке, оказалось не так уж и просто. Мастера искали нужный автомобиль долго. В Тамбовской области такого не оказалось. И совершенно случайно им подвернулся подходящий вариант в Москве. Этот ГАЗ-69 принадлежал полковнику ракетных войск в отставке. И, что самое интересное, «газик» дважды пересёк океан на корабле вместе со своим хозяином, который командовал в разгар холодной войны одним из воинских подразделений на Кубе. Такая уникальная машина попала в поле зрения мичуринских мастеров, которые не упустили возможность её приобрести. 
Автомобиль был покрашен обычной кисточкой в цвет, напоминающий кофе с молоком. Так, на скорую руку советские военнослужащие замаскировали транспортное средство, чтобы его не заметили с высоты американские пилоты. А родной цвет этого автомобиля – зелёный.
Мастера привезли ГАЗ-69 в Мичуринск в 2019 году. И с того момента работа закипела. Сейчас автомобиль находится на стадии сборки. Все детали в наличии, находятся в хорошем состоянии. Двигатель мощностью 130 лошадиных сил взят с автомобиля ГАЗ-3110. Оригинальный двигатель ГАЗ-69  у мастеров есть в наличии, но они решили свой новый проект сделать необычным. В отличие от той же двадцать первой «Волги» ГАЗ-69 не имеет ярко выраженных эстетических достоинств. В нём нет хромированных элементов, он не очень комфортен для езды. Мичуринские реставраторы взяли за основу  УАЗ «Хантер» – их  ретро-автомобиль стоит на раме именно этой машины. На ГАЗ-69 
мастера установили дисковые тормоза, пружины, салон планируют отделать кожей. О сроках завершения рестайлинга Александр пока определённо сказать не может, потому что свободного от основной работы времени остаётся немного.

Автомобиль 
для счастья

Восстанавливает старинные автомобили мастер исключительно для души.  Ни о какой продаже своих излюбленных детищ он даже и слышать не хочет. Александр и Денис вложили в каждую работу всю свою душу.
У каждой из машин, по мнению мичуринского мастера, есть своя индивидуальность. Каждая из них обладает неповторимым запахом, особенно это ярко выражено у советских автомобилей. Александр относится к своим детищам, как к живым. Некоторые не понимают страсти мичуринского левши и недоумевают, зачем ему нужна груда металлолома. Но для Александра главное, что эта творческая работа приносит ему удовлетворение.
Окружающие реагируют на ГАЗ-21, восстановленный Александром и Денисом, как на чудо. Отцу и сыну очень дорого то, что результат их работы дарит людям столько тёплых чувств, вызывает улыбки и изумлённые взгляды. Причём такая реакция часто встречается не только у взрослых, чьё сердце пронзает стрела ностальгии, но и у детей, которым нравится необычный и красивый автомобиль.
В потоке машин даже на самые крутые иномарки уже мало кто обращает внимание, а на «Волгу» Александра и Дениса зачарованно смотрят многие.
От кинематографистов предложений пока ещё не поступало, но на свадьбы двадцать первая модель «Волги» уже выезжала дважды, делая этот счастливый момент в жизни жениха и невесты поистине незабываемым.
Предлагали мастеру поставить его ретро-автомобиль и в Тамбове в качестве рекламы магазина итальянской одежды, но Александр категоричен в своём решении – машина должна быть рядом и постоянно радовать взор.