Счастливые дети растут в счастливой семье

29 мая 2020, 15:36 558

Разговаривая с детьми, особенно старшего  дошкольного и школьного возраста, наблюдая за ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребёнка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие.

Фото Ирины Верзилиной.

Дети необычайно восприимчивы ко всякого рода взаимодействиям,  очень эмоциональны, склонны к подражанию. При этом они не всегда могут разобраться, что хорошо, что плохо – опыт ещё мал, сознание часто подчиняется эмоциям.

Счастливая семья, в которой созданы нравственные ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми. Семья связывает детей с обществом. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим миром, который многогранен, разнообразен, многокультурен, техничен и информационен. На психику и поведение влияют разнообразные явления, в том числе и негативные. И только родители могут показать культуру повседневных взаимоотношений, которым подражает ребёнок.
Родительский труд – это постоянное воспитание детей, круглосуточное и многолетнее. 

Чем богаче и содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается воспитательное воздействие. 
При этом необходимо использовать различные средства информации, с помощью которых родители овладевают знаниями о психологических и физиологических возрастных особенностях детей. Но и этого мало. Для мамы и папы очень желательно пройти курс по психологии и этике семейных взаимоотношений, приобщив сюда старших членов семьи – бабушек и дедушек. Некоторые из них думают, что возможности воспитания ограничены, так как одни дети от природы трудолюбивы, дисциплинированы, умны, гуманны – с ними нет особых забот, а другие склонны к лени, непослушны, у них плохая память. Но психологи уверены, что целенаправленное и систематическое воспитание и обучение являются решающим условием всестороннего  развития ребёнка.
Прирождённые особенности (музыкальные, художественные), а также индивидуально типологические своеобразия нервной системы, то есть одни дети энергичные, другие рассеянные, третьи медлительные, хотя достаточно активные, имеют значение, но они являются биологическими предпосылками. Нельзя требовать от ребёнка с несколько замедленными психическими процессами быстрой реакции на указание взрослого и наоборот.
Практика убедительно доказала, что чем больше мама и папа познают ребёнка, организуют его жизнь дома и вне дома в разных сообществах, тем спокойнее атмосфера в семье, тем лучше развиваются дети. А содержательное общение взрослых и детей обогащает семейные отношения. Заинтересованные в своём ребёнке взрослые всегда преодолевают недостатки семейных взаимоотношений.
Сейчас часто встречаются семьи, где ребёнок живёт, находится при родителях, в фактическом одиночестве. Взрослые в таких семьях больше занимаются своими интересами, своей жизнью, чем жизнью ребёнка. В таких семьях у детей возникают проблемы с коммуникацией, им трудно выстраивать с другими детьми взаимоотношения, и если дети не видят в своей собственной семье заботы друг о друге, то как он научится заботиться об удобстве и благополучии других.
Совершенствование жизни семьи – её уклада, стиля отношений и духовной культуры – имеет существенное значение для правильного, всестороннего воспитания детей, форми