Лента новостей
Статья25 августа 2020, 16:58

Полный кавалер

Совсем недавно мы рассказывали о судьбе десантника Владимира Фролова, связавшего впоследствии свою жизнь с преподаванием философии в Мичуринском государственном педагогическом институте.

Полный кавалер

Наша встреча с Владимиром Александровичем проходила у него в квартире. Автор этих строк обратил внимание, что в его комнате на стене висит портрет бравого военнослужащего с роскошными завитыми усами, одетого в форму унтер-офицера Русской императорской армии, а грудь его украшают четыре креста и две медали, прикреплённые к Георгиевской ленте. Лицо же этого молодцеватого бойца почему-то показалось до боли знакомым…

Портрет героя
Разумеется, не задать вопрос о герое, запечатлённом масляными красками на холсте, было бы непростительно. Ответ не заставил себя ждать — Владимир Александрович с чувством глубокого уважения к тому, о ком собирался сказать, и не без доли гордости произнёс фразу: «Это мой дедушка по маминой линии, участник Первой мировой войны, унтер-офицер, полный георгиевский кавалер, фронтовой разведчик Павел Алексеевич Родюков». Стало понятно, почему лицо героя показалось знакомым, —
копию портрета автор этих строк видел в экспозиции Мичуринского краеведческого музея.
Конечно же, сразу захотелось как можно больше узнать о Павле Родюкове, потому что полными георгиевскими кавалерами просто так не становились, для этого нужно было проявить недюжинные мужество и храбрость.
Вопрос о герое портрета автором этих срок был задан почти под самый, как сначала казалось, занавес беседы, которая в итоге затянулась надолго.

Первая мировая


Родился Павел Родюков в 1887 году в Заворонежской слободе Козловского уезда. Основным родом его занятия было изготовление и починка колёс. Представителей этого забытого ныне ремесла называли колесниками.
Первая мировая война застала Павла Родюкова уже вполне зрелым человеком. В свои неполные тридцать лет Павел Алексеевич отличался хорошей физической подготовкой, что не раз помогало ему в боях с противником. Так, во время штыковой атаки он получил серьёзное ранение, но ему хватило мужества и сил пора-зить своих противников и выйти живым из кровопролитной схватки. Конечно, такая самоотверженность и воинский дух не могли остаться не замеченными командованием.
Всего наград, объединённых Георгиевской лентой, на портрете 1906 года мы видим в количестве шести: два золотых и два серебряных креста, а также две медали «За храбрость». Чуть ниже мундир унтер-офицера украшает нагрудный знак «За отличную стрельбу» третьей степени.
Первый золотой Георгиевский крест Павел Родюков, согласно воспоминаниям внука, получил за вывод своего подразделения из окружения. Командир был убит,
и Павлу Алексеевичу пришлось взять на себя такую колоссальную ответственность. Его подвиг позволил избежать больших потерь личного состава подразделения.
По рассказам Владимира Александровича, вторым золотым Георгиевским крестом Павел Родюков был награждён за взятие «языка». Бесстрашный воин вплавь перебрался через реку Висла на сторону, где располагался противник. Там Павел Александрович, замаскировавшись, в течение двух суток наблюдал за местностью. Ему улыбнулась удача — практически навстречу без всякого сопровождения шёл немецкий командир (точное звание Владимир Александрович, к сожалению, не помнит). Павел Родюков, проявив ловкость и армейскую смекалку, сумел захватить противника в плен и переправить на сторону, где базировалось его подразделение. В результате подвига Павла Родюкова удалось добыть ценные сведения.

После революции
Первая мировая война множественными ранениями на всю жизнь оставила память о себе на теле Павла Алексеевича. Однако это не помешало ему в мирное время продолжить заниматься ремеслом колесника. Но уже после революции 1917 года героя Империалистической войны избрали председателем Заворонежского сельсовета. В августе 1919 года в город Козлов вошли казаки под командованием генерала-лейтенанта Константина Мамантова (в советской историографии принято написание фамилии «Мамонтов»). Конечно же, главе сельсовета было бы несдобровать, и Павел Алексеевич, опытный разведчик, вместе со своими помощниками успел скрыться в Булатовском лесу, а свою семью отправил к родственникам.
— Испуганные местные жители показали мамантовцам дом, в котором пряталась семья деда, — вспоминает предание о тех страшных событиях Владимир Александрович.— Казаки подогнали туда броневик с пулемётом. В доме же в это время находилась мама Павла и его дети. Однако, предчувствуя беду, она своевременно укрылась с ребятишками в подполе. Броневик открыл огонь, изрешетив тем самым дом, но зато все остались живы.
Так удалось спастись Павлу Алексеевичу и его семье во время трагических событий, имевших место
в нашем городе в разгар Гражданской войны.
Шло время, и в середине 1920-х годов советская власть сочла Павла Родюкова зажиточным крестьянином и его решили раскулачить. Лишившийся лошади, дома и всех своих боевых наград, герой Первой мировой войны был заключён под стражу.
Но он не падал духом, хотя такая несправедливость его сильно возмущала. Павел Алексеевич написал письмо на имя председателя Всероссийского центрального исполнительного комитета Михаила Калинина. Михаил Иванович распорядился освободить героя Первой мировой войны, вернуть ему всё имущество и награды, последнее однако так и не было сделано… Из всех знаков отличия Павла Родюкова остался только подвязанный верёвочкой серебряный крест, который он всегда носил на шее.
Несмотря на непростую судьбу, удалой боец был жизнерадостным человеком.
По воспоминаниям Владимира Александровича, он писал достаточно неплохие стихи на военную тему.
Умер Павел Алексеевич в 1954 году. Похоронен на кладбище в Заворонежском.

Автор:Денис Ерёмин