Лента новостей
Статья8 октября 2020, 11:12

Скульптор и литератор

В каждом городе есть памятники и скульптуры, ставшие его визитной карточкой. Некоторые из них обретают этот статус спустя десятилетия.

Виктор Остриков - гость редакции "Мичуринской правды". Фото Дениса Ерёмина.
Виктор Остриков - гость редакции "Мичуринской правды". Фото Дениса Ерёмина.
Памятник Тамбовскому мужику, расположенный в областном центре, обрёл известность менее чем за десять лет. Как удалось найти уникальную сбалансированность в этом скульптурном собирательном образе тамбовского крестьянства? Чего не хватает архитектурному облику современным городам? Об этом и многом другом рассказывает уважаемый гость редакции — широко известный не только на Тамбовщине, но и в стране скульптор и художник-акварелист Виктор Остриков.

Памятник
для народа


В памятнике Тамбовскому мужику органично соединились безграничное русское трудолюбие, христианская вера и доброта. Понимание скульптором сущности жизни простого человека, наверное, идёт от детства да нелёгкой судьбы, рано лишившей Виктора Острикова родителей и приучившей непрерывно «пахать».
— Этот памятник мне нужно было сделать за два месяца, — рассказывает Виктор Сергеевич. — Всего два месяца на создание композиции, портрета тамбовского мужика и самой скульптуры! Я работал по 16 часов в день, вплоть до судорог в руках. Из трёх подготовленных портретов предпочтение получил образ, в чертах которого светилась доброта. Тот портрет я делал со своего отца, добавив к нему некоторые новые черты. Труд землепашца знаком мне с детских лет и не понаслышке, поэтому у Тамбовского мужика босые растоптанные ноги, плоская грудь, большие узловатые руки. Его подножье — земля, а на ней, под плугом, сломанные колосья, пулемётная лента и… политические лозунги. Ведь призыв «Земля — крестьянам!» по-прежнему остаётся лозунгом будущего. Работать было тяжело, и вместе с тем что-то незримо помогало в этом трудоёмком процессе. К примеру, удалось удачно рассчитать каркас (в нём не оказалось ни одного лишнего сантиметра проволоки), определить центр тяжести так, что готовая скульптура прочно, без колебаний, встала на отведённое место.
Памятник был установлен 4 ноября 2007 года, в День народного единства, на Кронштадской набережной Тамбова. Первоначально он был выполнен из бетона и окрашен металлизированной краской, а через год обрёл бронзовое исполнение.

— Виктор Сергеевич, а как восприняли новый памятник земляки на церемонии открытия?

— Была масса эмоций! Особенно запомнилась пара вот каких моментов.
Две женщины привезли старенькую бабушку, она с трудом подошла к памятнику и вдруг со слезами упала на колени! Она увидела в этом мужике своего отца, погибшего в концлагере (в начале 20-х годов XX века в границах Кронштадской площади располагался концентрационный лагерь для участников народной крестьянской войны под предводительством Антонова и лиц, заподозренных в нелояльности к советской власти. Прим. авт.). А потом ещё один молодой человек увидел в нём своего деда. «Такая же осанка, тот же взгляд, ты ж моего деда слепил, спасибо тебе!» — сказал он тогда. Памятник принял народ, он вызывает в памяти образы наших предков. И это, на мой
взгляд, самое важное!
А спустя год наш Мужик появился на второй странице крупного европейского журнала, посвящённого сельскому хозяйству, как символ хлеборобов и землепашцев.

— Расскажите о других своих скульптурах.

— Надо сказать, все крупные работы были созданы мною с 2000 года. Это более 50 мемориальных досок с портретами. В областном театре стоит мой памятник Державину. Кстати, о театре: на Рыбаковском фестивале победителям вручают статуэтки, которые также выполнены в моей мастерской. Одна из последних работ — бюст нашему земляку, писателю Сергееву-Ценскому для библиотеки. Работаю сейчас над памятником заслуженному учителю России Николаю Рябову, хотелось бы, чтобы в нём люди видели своего любимого учителя и мысленно благодарили его за науку. Ещё одна мечта — чтобы под стать Тамбовскому мужику в областном центре появился памятник русской женщине.

— Есть ли в нашем наукограде ваши работы?

— Скажу больше, первая моя скульптурная работа на Тамбовщине связана именно с Мичуринском. Я приехал сюда в восьмидесятые годы прошлого века. Две скульптуры на крыше кинотеатра «Октябрь» практически разваливались. Мне довелось немало полазить по этой крыше, обвязавшись верёвкой. Скульптуры были воссозданы заново и покрыты краской из эпоксидной смолы.

— На новой набережной в Мичуринске планируется установка памятника воеводам Ивану Биркину и Михаилу Спешневу. Хотелось бы услышать вашу оценку эскиза.

— Красивый памятник! (Рассматривает предложенный эскиз) Цельный, в очертаниях фигуры присутствует иконописность. Несомненно, он украсит набережную города.
Часто бывает так, что лепщики делают акцент на деталях, и в тщательной проработке теряются сам образ и его целостность. На мой взгляд, именно так произошло с «Тамбовской казначейшей», расположившейся в Тамбове на улице Коммунальной. Вообще любая скульптура — это дата, время, люди. Это передача той правды, которая существовала. Увы, много памятников утрачено. Исчез интереснейший барельеф, который украшал центральный ресторан Тамбова. Старожилы, наверное, вспомнят эту скульптуру, изображающую яблоню, Адама и Еву.


— Каких скульптур не хватает Мичуринску?

— Люди должны знать историю памятников архитектуры. В Мичуринске, к примеру, много великолепных старинных зданий. Почему бы на них не установить мемориальные доски, информирующие о том, когда было построено это здание, что в нём располагалось, какие славные земляки проживали. Немало здесь исторических мест, зелёных уголков, где можно поставить скульптуры, связанные с Иваном Мичуриным или историей города. К сожалению, сегодняшняя молодёжь быстро оторвалась от своей малой родины в погоне за удовлетворением собственных материальных желаний. Поэтому нужно как можно больше и всеми доступными средствами говорить о земляках, которые прославили наш край.

— Бывают ли моменты, когда вас покидает вдохновение? Если бывают, как выходите из этого состояния?

— Я, наверное, неисправимый трудоголик, и если что-то не получается, я временно переключаюсь на другую работу, начинаю убираться в мастерской, варить, формовать, лепить. Мне постоянно надо что-то делать! Что же касается вдохновения — с ним можно не только творить, с вдохновением можно даже копать или строгать.

— Чем вы любите заниматься в свободное время?
— Мы с женой любим охоту и рыбалку. Уехали в прошлый раз на речку и… шесть мешков мусора собрали. Вот так и рыбачим — сначала убираем за неряхами, потом сидим с удочкой. Начал издавать свои книги и понимаю, что быть писателем ещё тяжелее, чем художником.

Голос художника
Отправной точкой в литературном творчестве стало событие, произошедшее в жизни Виктора Острикова более 25 лет, — им был найден на севере Тамбовской области, в селе Богородицкое, боевой топор эпохи неолита. С той поры это место стало символическим полем творческих открытий автора, своего рода литературным заповедником, а топор бережно хранится в семье Остриковых как ценная реликвия.
— Монументальная работа в скульптуре — это, прежде всего, создание лаконичного образа. А внутри горит охота больше высказать, поэтому я начал писать, — поясняет Виктор Сергеевич. — В свет вышли мои четыре книги, пятая и шестая в издании, седьмую я пишу.
Книги Виктора Острикова отличаются выдержанным в едином художественном стиле оформлением, что, впрочем, неудивительно, ведь все наброски и рисунки принадлежат самому автору. Виктором Сергеевичем написано более 30 рассказов, в них — его юность и детство, яркие моменты из жизни, пережитые эмоции.
К примеру, «Бобровые озёра» были написаны благодаря юношеским воспоминаниям о первом большом улове в виде огромной зубастой щуки, оставившей автору в память
о себе прокусанные кисти рук. Рыбу удили в низовьях Урала, там-то и состоялась незабываемая встреча с автором «Донских рассказов», с самим Михаилом Шолоховым, который тоже выезжал сюда порыбачить.
— Первый экземпляр «Бобровых озёр» теперь находится в усадьбе Шолохова, — делится Виктор Остриков.

* * *
На прощание Виктор Сергеевич подарил свои книги журналистам «Мичуринской правды» и читальному залу Центральной городской библиотеки.
Таким образом, воссоединились литературное слово и художественные образы Виктора Острикова. Как видно, поймать и сохранить на века летящие мгновения истории возможно, когда в руках мастера резец скульптора и перо литератора.

* * *

— Я уверен, если что-то идёт тяжело, постоянно возникают препоны и сложности, значит, это дело стоящее и его непременно нужно довести до конца, — говорит скульптор Виктор Остриков.

* * *

С возрастом всё отчётливее понимаешь, что если Бог дал тебе талант, то за него потом нужно будет держать ответ. За порогом этой жизни у нас не будет ни денег, ни связей, и только ты будешь отвечать, почему чрезмерно отдыхал, ел, пил, развлекался вместо того, чтобы использовать свой дар на благо людям. Поэтому я стараюсь успеть как можно больше оставить здесь до того, как придётся держать ответ там.

Кстати

Виктор Остриков родился в городе Уральске 9 июня 1949 года. В 1975 году окончил Ленинградское училище имени Серова по классу «Скульптура». С 1980 года проживает в Тамбове. Работает в жанре монументальной скульптуры, станковой скульптуры, портрета, мелкой пластики.
Член Союза художников России, лауреат Государственной премии ЦФО за 2008 год.

Виктор Остриков - гость редакции "Мичуринской правды". Фото Дениса Ерёмина.
Виктор Остриков. Фото Дениса Ерёмина.
Памятник тамбовскому мужику. Фото Алексея Бучнева.
Виктор Остриков - гость редакции "Мичуринской правды". Фото Дениса Ерёмина.
Автор:Елена Потапова