По жизни с гимнастикой

20 октября 2020, 16:46 864

Речь — об Ольге Чайка, вся жизнь которой связана со спортивной гимнастикой. Причём 40 лет отдано ею воспитанию сильных, ловких, не боящихся трудностей и умеющих преодолевать их юных жителей нашего города.

Ольга Чайка.

В мир сложных упражнений, развивающих силу, ловкость, выносливость, координацию движений, Ольга попала, когда ей было восемь лет. 

Полвека назад
А было так. Тренер отделения спортивной гимнастики ДЮСШ Юрий Николаевич Виданов как-то пришёл в школу № 21 (ныне школа 
№ 15) для набора детей в секцию. Как правило, тренеры в таких случаях отдавали предпочтение подвижным ребятам невысокого роста. В их числе оказалась и Ольга. Так в далёком 1966 году девочка начала делать первые шаги в этом спорте. 
«Время было тяжёлое, — вспоминает Ольга Павловна. — Занятия до морозов проводились на открытом воздухе. Спортивная площадка была оборудована 
во дворе на улице Гоголевской (сейчас на этом месте стоит особняк). Там были установлены основные гимнастические снаряды: бревно, кольца, брусья и конь. Вместо матов, на которых принято выполнять акробатические упражнения, использовалась площадка, покрытая опилками. Поздней осенью, когда по утрам случались заморозки, бревно покрывалось коркой льда, которую приходилось удалять, а чтобы не скользить при выполнении упражнений, накрывали бревно чехлом из ткани. А в зимнее время занятия проходили в спортзалах школ № 1,16,18, Плодоовощного института, локомотиворемонтного завода. Гимнастам выделялись, как правило, поздние часы. Тренировки начинались в 19 часов и заканчивались в 22 или в 22.30. После этого пешком в темноте шли домой». Несмотря на такие трудности, юная спортсменка не сломилась и упорно продолжала  тренироваться. Свою настойчивость Ольга Павловна объяснила так: «Да, было трудно. Чтобы добиваться успеха, приходилось преодолевать свои слабости, заставлять себя. И в этом был для меня главный интерес».

Её величество гимнастика
Положение гимнастов улучшилось, только когда Ольга перешла в восьмой класс. Тогда здание школы № 19 на улице Советской передали детско-юношеской спортивной школе. Нужно было пере-оборудовать школьные классы под потребности иных занятий. Ремонтом и перепланировкой помещений занимались тренеры Владислав Сергеевич Назаров, Юрий Николаевич Виданов, Александр Николаевич Рюмин. А помогали им старшие воспитанники школы, в их числе и Ольга.
Спортивная гимнастика включает четыре составляющие: выполнение упражнений на брусьях и бревне, прыжок через коня и вольные упражнения. Благодаря настойчивости и терпению Ольга освоила эту «науку». А помогал ей добрый, внимательный педагог Юрий Николаевич Виданов, который, по оценке героини нашего рассказа, был ей вторым отцом.  Ольга Павловна также отметила хореографа Нину Петровну Баранникову, которая определяла постановку выполнения упражнений на снарядах и вольных. Её нестандартный творческий подход к своим обязанностям неизменно приводил к успеху. Не случайно где бы ни выступали воспитанницы мичуринской школы спортивной гимнастики, а это арены Пензы, Воронежа, Тулы, Тамбова, Котовска, зрители и болельщики отдавали предпочтение именно им — настолько зрелищным было их выступление. Кстати, недавно коллектив спортивной школы проводил Нину Петровну на заслуженный отдых. 

Первые успехи
В те годы спортивная жизнь била ключом. Для тех, кто серьёзно занимался спортом, в частности гимнастикой, для иного оставалось мало времени. 
Из девяти месяцев, на которые приходится учебный год, учёбе спортсменка посвящала всего три месяца. Остальное время приходилось на соревнования и тренировочные сборы. Такова цена успеха. И несмотря на это, Ольга окончила школу с хорошими оценками. И благодарна она за это своему тренеру. Юрий Виданов напоминал своим воспитанницам, чтобы в поездки на соревнования в другие города они брали с собой учебники. И вот по пути в Тулу, Воронеж, другие города девочки постигали науку по школьной программе. С годами росло спортивное мастерство Ольги. В девятом классе она выполнила норматив кандидата в мастера спорта. Затем ей покорился и мастерский рубеж. 
Но по положению для присвоения спортсменке этого высокого звания было необходимо выполнить мастерский норматив второй раз. Но не получилось из-за серьёзной травмы. 

Всю жизнь — со спортом
В 1981 году руководство спортшколы предложило Ольге Павловне работу тренером на отделении спортивной гимнастики, и она согласилась, ведь она с молодости мечтала связать свою жизнь со спортом и любимой гимнастикой. «Моя работа тренером началась с набора ребят в секцию, — вспоминает Ольга Павловна. — Нужно было набрать три группы начальной подготовки по 15-16 человек в каждую. Для этого ходила по детским садам. Сформированные группы водила строем из садиков на занятия в ДЮСШ. С тех пор прошло 40 лет. Они запомнились Ольге Павловне напряжённым трудом на одном дыхании («и не заметила, как пролетели эти годы»). И результаты радовали: подготовлено несчётное количество разрядников, в том числе кандидатов в мастера спорта. 
Взаимоотношения тренера и воспитанников строились на дружеской основе. Взаимопонимание происходило между ними с полуслова, с одного взгляда.  
И в этом определяющий залог успеха. А они отвечали ей взаимностью. И до сих пор, несмотря на то, что по состоянию здоровья она недавно ушла на заслуженный отдых, выказывают ей любовь и глубокое уважение. Вот наглядный пример.  Когда Ольга Павловна отмечала свой очередной юбилей, компанию в этом ей составили её первые воспитанницы, которые уже стали не только родителями, но и даже бабушками. Зная доброе отношение тренера  к своим воспитанникам, многие благодарные  родители, прошедшие спортивную школу под руководством Ольги Чайка, приводили к ней на занятия своих детей. 
Оглядываясь на годы, проведённые в стенах ДЮСШ в постоянном окружении детей, Ольга Павловна считает, что эти годы прожиты не зря, ведь они были посвящены любимому делу, делу воспитания подрастающего поколения.  

Ольга Павловна не смогла бы проработать 
на одном месте столько времени, если бы 
не любила детей. Очень любила.