Лента новостей
Статья19 января 2021, 10:44

Души сиреневая цветь

Так уж сложилось у нас на Руси: очень часто при жизни человек (даже самый положительный!) мало слышит слов одобрения в свой адрес. И, к сожалению, лишь его уход отмыкает уста тех, кто шёл рядом с ним по жизни.

Николай Зверев.
Николай Зверев.

Путь к поэзии


Сегодня, в сороковины, становится всё более очевидно, что от нас ушёл компетентный учёный-методист, опытный педагог, оригинальный литературовед, талантливый и в других сферах своей деятельности человек.
«На осинке не родятся апельсинки» — таково сжатое обывательское истолкование вновь, к сожалению, популярной сегодня версии евгеники. В соответствии с ней не было шансов стать учёным-энциклопедистом у М. Ломоносова, стать великими писателями у М. Горького, С. Есенина, М. Шолохова, не говоря о других менее известных именах: «не те» родители, не наделены творческими способностями…
Николай Зверев (05.10.1956 — 01.12.2020) — сын рабочего-тракториста и крестьянки-домохозяйки из села Казанское Староюрьевского района — одно из ярких доказательств заблуждения и злонамеренности адептов этой незамысловатой теории. Российская и пришедшая ей на смену советская система образования позволяли успешно развиваться способностям всех стремящихся к знанию молодых людей, их продвижению. Путь выпускника сельской школы
к учёной степени кандидата наук, к учёному званию и должности доцента, декана факультета дополнительных педагогических профессий Мичуринского пединститута свидетельствует об этом же.
С 1985 по 2015 год Николай Николаевич работал в качестве преподавателя кафедры литературы педагогического института, совмещая преподавательскую деятельность с участием в студенческом театре, с кураторской работой. Его увлечённость русской поэзией вылилась не только в мастерское
художественное чтение стихов и прозы, но и в оригинальное исследование есенинского творчества. В своих докладах и статьях Н.Н. Зверев убедительно доказывал связь между цветовой гаммой и звуковой структурой стихов поэта.

Товарищ и учитель


Кандидатская диссертация, посвящённая роли критических статей при изучении драматических произведений
в школьном курсе литературы, рождалась у будущего преподавателя не на пустом месте,
не в умозрительном методическом пространстве. Более семи лет Н. Зверев отдал работе в школах родного для него Староюрьевского района. Работал учителем русского языка и литературы, заместителем директора, директором в Троице-Ивановской и Спасской восьмилетней школах. Собственный педагогический опыт, наблюдения над работой учителей Староюрьевского района, Мичуринска, специальные эксперименты, тестирования, вместе с обучением в аспирантуре ведущего педвуза страны стали основой его фундаментальных научных разработок. О.Ю. Богданова — ведущий методист Московского педагогического государственного университета — головного педвуза России, автор и редактор ряда учебников по литературе в качестве научного руководителя, дала Н. Звереву зелёный свет по пути в область методики преподавания литературы. Преподавательская и научно-методическая деятельность, руководство курсовыми и дипломными работами, организация педагогической практики, консультации для учителей литературы, работа по благоустройству института и города не заслонили для него главное — стремление и умение сберечь «души сиреневую цветь», всегда оставаться добросердечным семьянином, преданным товарищем, преподавателем, доброжелательным к коллегам и студентам, внимательным и по-христиански добрым по отношению даже к незнакомым людям человеком.

Учитель-словесник должен обладать артистическим даром, чтобы не только верно интерпретировать художественное произведение, но и вызвать восхищение учащихся звучанием поэтического текста. Этот дар смог развиться у Николая Зверева и благодаря природным артистическим способностям
и в силу особой творческой атмосферы, царившей в стенах филологического факультета МГПИ во все годы его существования. Образы басен С. Михалкова, рассказов М. Зощенко, пьес М. Булгакова Н. Эрдмана, А. Вампилова, других классиков отечественной литературы у зрителей студенческого театра педагогического института долгие годы ассоциировались с актёрским мастерством этого человека.

Автор:Пётр Гончаров