Лента новостей
Статья18 февраля 2021, 13:09

Жизнь не напрасна

Старожилы Мичуринска помнят то благословенное время, когда промышленность нашего города была представлена доброй полусотней предприятий самого разного назначения, от автопрома до легпрома.

С.П. Моложавый (фото из семейного архива).
С.П. Моложавый (фото из семейного архива).
Среди них своё место занимал завод автомобильных насосов. Долгое время не везло ему на крепких, надёжных руководителей, потому и числился-то он всегда в арьергарде. Положение резко изменилось к лучшему с приходом на предприятие в качестве директора опытного производственника —организатора, инженера-новатора Семёна Петровича Моложавого. Он продолжительное время очень плодотворно вёл заводской корабль к успеху, укрепляя расшатанную до него дисциплину, внедряя современные методы управления, обновляя технические ресурсы... И человек он был просто замечательный — таким и остался в памяти многих и многих сослуживцев, друзей и знакомых, с горьким сожалением недавно узнавших о том, что, прожив долгую, яркую жизнь, Семён Петрович после тяжёлой продолжительной болезни скончался…
«Мичуринская правда» хранит в своих архивах биографические записки Семёна Петровича, публиковавшиеся к его 80-летнему юбилею. И теперь мы решили вновь воспроизвести их, отдавая благодарную дань памяти города достойному гражданину.


Валерий АРШАНСКИЙ,
писатель, журналист

Никогда не думал, что мне придётся возглавлять в течение девяти лет завод автонасосов в Мичуринске... В те семидесятые годы прошлого века я работал на заводе Автоцветлит в украинском городе Мелитополе технологом и заместителем начальника цеха кокилей и пресс-форм. Но однажды приехавший к нам начальник объединения
«Союзавтоагрегат» Виктор Семёнович Вуколович (ныне трагически ушедший из жизни) пригласил меня на собеседование. Расспросив, как обстоят дела в освоении копирного изготовления кокилей, пресс-форм и что ещё нужно из оборудования, он внимательно выслушал всё, отметил, что
в работе видны определённые подвижки.
И, внезапно сменив тему разговора, стал рассказывать, что в Мичуринске есть завод им. Ленина по производству поршневых колец, директором которого назначен Александр Александрович Остапенко. Предприятие испытывает недостаток в квалифицированных специалистах, поскольку нужно объединить два завода (им. Ленина
и автонасосов). На высвободившихся площадях должно быть организовано изготовление нестандартного оборудования (станки, инструменты, штампы, пресс-формы). В номенклатуру поршневых колец и автонасосов входили новые изделия для автомобиля КамАЗ с поставкой их Камскому автозаводу, в том числе поршневые кольца, водяные
и масляные насосы.
Мне было предложено выехать в Мичуринск, ознакомиться с обстановкой, переговорить с руководством завода, определиться, на каких условиях меня возьмут переводом на работу. Рекомендательное письмо было подписано В.С. Вуколовичем. О результатах принятого решения следовало ему доложить. Заметив моё смущение, вызванное тем, что у меня здесь семья, работа спорится, материально обеспечен (квартира, машина), Мелитополь — город, в котором я родился, и самые трудные производственные вопросы помогали решать друзья и знакомые в масштабах города и области, а переезд в Мичуринск лишает всех этих преимуществ... Виктор Семёнович чётко подтвердил неизбежность принятого им решения.
Так 12 мая 1972 года я приступил к работе в Мичуринске в должности заместителя начальника главного корпуса по технической части завода им. Ленина.
Участники подготовки технических решений в буквальном смысле дома не жили. Командировки, командировки, командировки... Кроме того, трескучие морозы осложняли работу в главном корпусе. Были случаи, когда зимой за одну ночь в шлангах замерзала охлаждающая жидкость. Параллельно подготовке основного производства, шла работа по созданию мощностей инструментального производства, станкостроению, запуску ремонтного и электроцехов, транспортной развязке главного корпуса, включая автокары, строительство механосборочного корпуса для автомобильных насосов.
В 1979 году генеральным директором объединения «Мотордеталь» был назначен энергичный и решительный бывший начальник производственного объединения «Союзавтоагрегат» Николай Николаевич Платов. Много пришлось с ним решать производственно-технических задач по освоению новой продукции не только в Мичуринске, но и с выездом на КАМАЗ, в Ярославль, Горький, Москву, другие города бывшего Союза. Не всё получалось гладко. Чувствовалось напряжённое положение, связанное
с запуском КАМАЗа, который контролировал ЦК КПСС. В Минавтопроме лично контролировали работу министр Виктор Николаевич Поляков, его заместитель Евгений Артёмович Башинджагян.
Встречи с этими людьми вселяли уверенность в выполнении в срок принятых решений. От них перенимался опыт в техническом и организационном плане. Они обязательно помогали решать вопросы, которые оказывались нам не по силам. Обсуждая в очередной раз со мной министерские указания, Николай Николаевич Платов сказал: «Семён Петрович, пойдёшь на завод автонасосов работать директором.
Директор там серьёзно болен, его надо освободить и дать работу полегче. У тебя всё получится, я помогу».

Испытание
на прочность

Итак, 15 августа 1979 года я переступил порог нового кабинета. Тогда на промплощадке (в дальнейшем автоагрегатный завод) выстроили корпус по производству автонасосов: шатёр был остеклён, покрыта кровля, в высотную часть поданы тепло, электроэнергия, смонтирован подъёмный кран. На основной площади необходимо было смонтировать подстанцию, подать тепло, уложить бетон и отшлифовать бетонные полы, сделать разводку электроэнергии согласно планировке и смонтировать вентиляцию. Передо мной встал первоочередной вопрос — перевод производства насосов на новые площади. Завод автонасосов на старой площадке и на том оборудовании, которое было у него на тот момент, ни о каком качестве и количестве продукции и речь вести не мог. Он работал тяжело, в три смены. При этом хромала не только технология, очень плохо было с дисциплиной труда, в цехах и на территории царила грязь, всюду чувствовался беспорядок. Вместе с командирами производства составили организационно-технический план
с подробной пояснительной запиской и спецификацией (перечнем) оборудования, которое требует немедленной замены, капитального ремонта. Решено было уйти и от третьей смены.
Оргтехплан был защищён внутри объединения, одобрен обкомом партии (так тогда было принято) и главком. Проектные институты и Минавтопром поддержали все наши предложения. Заводу выделили фонды на всё оборудование, которое было указано в заявке, и средства на капитальный ремонт. Но по-прежнему узким и самым больным местом оставалась у нас трудовая дисциплина. Меры следовало принимать кардинальные. По моей инициативе, поддержанной парткомом, профкомом, комсомольской организацией и общественностью завода, была создана комиссия по борьбе с нарушителями трудовой дисциплины.Комиссия была наделена неограниченными полномочиями, её решения были обязательны для всех и отменить их не мог даже я. Комиссия работала еженедельно по четвергам с 14 часов. Меры к злостным нарушителям дисциплины применялись жёсткие: выговор, строгий выговор, перенос отпуска на зимнее время, лишение премии, перевод на нижеоплачиваемую работу, лишение 13-й зарплаты, снятие с очереди на получение жилья и как самое крайнее средство — увольнение с завода.
Заработал коллективный договор. Прекратилось укрывательство нарушений и брака, сократилось воровство. Работу комиссии освещал сатирический листок «Крокодил».
К 1983 году завод вышел в передовики по городу, области и министерству!
Завод получил в своё пользование двухэтажное здание, в котором разместились столовая на 135 мест с овощехранилищем и двумя холодильными промышленными камерами, медицинский пункт с современным оборудованием, подобрался профессиональный медперсонал. Разместили энергомеханический отдел, построили
тарный участок, теплопункт. Литейщики получили бытовые помещения на 100 мест.
Приобрели литейный ленточный конвейер, формовочные машины, козловой кран. Построили склад комплектации, металла и стройматериалов. Отремонтировали заводской клуб и оборудовали его необходимым инвентарём, радио и музыкальными инструментами. Перекрыли кровли основных цехов, ушли от теплотрасс, уложенных в земле, начали асфальтировать территорию завода. 50 заводских семей справили новоселье. Предприятие выросло по численности в 13 раз, а по объёму выпускаемой продукции в сопоставимых ценах — в 61. Около двухсот рабочих выполнили годовое задание 1983 года раньше календарного срока.

Подъём
по вертикали


Несколько бригад благодаря своим трудовым успехам досрочно встретили 1984 год. В течение шести кварталов 1983-1985 годов завод награждался переходящим Красным знаменем Мичуринского горкома партии, горисполкома и горкома ВЛКСМ, а также завоёвывал призовые места в отраслевых соревнованиях, итоги которых подводились
в Минавтопроме СССР.
Было принято решение за счёт средств на капитальный ремонт построить здание заводоуправления и сосредоточить в нём все технические и коммерческие службы, которые работают с внешними потребителями. Тем самым исключить и вольное хождение командированных по заводской территории.
Так выросло трёх-этажное здание заводоуправления с проходной. При решении технических и социальных вопросов большая нагрузка легла на коммерческие службы — отделы снабжения, сбыта продукции, заключения договоров на комплектующие изделия и их реализацию. С этим огромным объёмом работ достойно справился
Николай Александрович Муравьёв, который был назначен к нам в 1982 году на должность заместителя директора по общим вопросам.
Завод автонасосов вёл поставки продукции на конвейеры заводов ГАЗ, УАЗ, КАМАЗ, ЗМЗ, Рижский завод, Каспийский дизель, а также экспортные поставки и базам сельхозтехники по согласованной номенклатуре. Производились детали, узлы в тысячах и тысячах экземпляров. Отсюда дилемма. С одной стороны, возникли устойчивые производственные связи.
С другой стороны, в условиях поточного производства дальнейшее дробление технологических операций становилось невыгодным. Росли затраты на перемещение, и возникали серьёзные убытки от текучести кадров. Возникающие проблемы можно было решить, применяя многооперационный станок или автоматическую линию,
а также бригадную форму организации труда. С 1980 года началось массовое внедрение такой формы, создание сквозных комплексных бригад. За ними закреплялось обслуживаемое оборудование, задание доводилось ежесуточно, зарплата начислялась на единый накопительный наряд. Коллектив литейщиков (начальник цеха Л.В. Шишкин) первым рапортовал о выполнении плана 1983 года к 9 декабря.
Главным принципом отношений между людьми всё больше становилась взаимовыручка. И это создавало нетерпимость к нарушителям трудовой и технологической дисциплины. Труженики завода стали не только исполнителями, но и хозяевами на своих участках.
А правительство, в том числе Минавтопром, жёстко контролировало график поставок запасных частей сельскому хозяйству. Помню такой случай. В марте 1982 года в связи с поломкой станка по обработке крыльчатки водяного насоса на два дня была задержана отгрузка её базам Госкомсельхозтехники. Меня вызвали в Москву на внеочередное заседание Коллегии Минавтопрома СССР для объяснения. И даже после того, как я предъявил квитанции на отгрузку крыльчатки, не нарушая согласованного графика поставок, объявили выговор.
И отправили с отчётом о ходе выполнения поставок Госкомсельхозтехнике и проделанной на заводе работе по повышению качества водяных и масляных насосов в ЦК КПСС. Представляете моё состояние? Но, разговаривая с инструктором промышленного отдела ЦК Рязановым (к сожалению, не помню его имя и отчество), я глубже понял всю озабоченность руководства страны решением насущных технических вопросов. Разговор шёл в доброжелательном тоне, и мне стало стыдно за свои объяснения
о некоторых просчётах, допущенных руководством завода, в том числе мной. Получив заверение в том, что все высказанные замечания будут, безусловно, учтены и исправлены, инструктор тепло распрощался со мной.

Шефство


Решением горисполкома за нашим заводом было закреплено несколько подшефных организаций, которым мы обязаны были оказывать различную помощь. Это фабрика химчистки, детский садик «Пчёлка», средняя школа № 18, кинотеатр «Октябрь», лагерь труда и отдыха в селе Круглое Мичуринского района и колхоз «Заря» Петровского района, а ещё — благоустройство улиц, прилегающих к территории завода, содержание восьми водопроводных колонок.
В подшефном колхозе «Заря» по разнарядке обкома партии мы выращивали на 150 гектарах сахарную свёклу и вели заготовку сена. Для решения этих задач на заводе был доведён пропорционально численности служб, отделов, цехов план по уходу за посевами сладких корней и заготовки кормов. В зимнее время из числа станочников готовили механизаторов, чтобы летом на период страды командировать в колхоз.

За высотою —высота


Количество увольнений с завода по собственному желанию сократилось более чем в полтора раза, а коэффициент текучести —на 46 процентов. Существенно повысилась зарплата. В результате выполнения и перевыполнения плана производства стали выплачиваться премии, в том числе — за поставки продукции на экспорт, специальной продукции на экспорт, за обеспечение ритмичной работы конвейеров основных заводов Минавтопрома, за поставки согласованной продукции сельскому хозяйству. Люди убедились в том, что ритмичная работа завода, принятые организационно-технические меры по укреплению порядка улучшают их материальное благополучие.
А ещё рождается гордость от того, что родной завод входит в число правофланговых, укрепляется его авторитет.
В 1982, 1984, 1986 годах я избирался депутатом Мичуринского городского Совета народных депутатов, был председателем Совета директоров при Мичуринском ГК КПСС.
В 1987 году по состоянию здоровья я передал руководство заводом назначенному директором Н.И. Федоринову.
В 2003 году мы отметили шестидесятилетие нашего родного завода. Он был основан в годы войны с целью расширения ремонтной базы тракторных насосов и другой техники, поставок её на фронт и в народное хозяйство. Шли тяжёлые бои с немецко-фашистскими захватчиками, в этой смертельной схватке принимал непосредственное участие и коллектив нашего завода. Одни заводчане ушли на фронт, другие остались у станков, обеспечивая ремонт моторов и выпуск запасных частей к ним. Труженики тыла, автомобилестроители, наши деды и отцы внесли свой весомый вклад в Великую Победу.

В честь 60-летия образования СССР у нас был учреждён переходящий вымпел имени Героя Советского Союза Александра Иосифовича Рората, который работал на заводе и погиб на войне.
На территории предприятия у памятника Рорату вручался вымпел передовой бригаде по итогам работы за каждый месяц.

Все годы (1979-1983) мы постоянно занимали призовые места в социалистическом соревновании среди промышленных коллективов города, области, своей отрасли.

Автор:Семён Моложавый