День за днём

26 апреля 2021, 15:33 262

Вот уже и Пост подходит к завершению, принеся нам свои духовные плоды (каждому по его мере), и наступают Великие дни Страстной седмицы. 

Фото Виталия Куцева

Это центр всего богослужебного года, который приводит нас к радости Пасхи.Здесь средоточие и осмысление всей Православной веры — воспоминание о Спасительных страданиях (страстях) Господа нашего Иисуса Христа. Предлагаем вам день за днём пережить эту седмицу вместе с Господом, как повествует о том Евангелие, чтобы полнее ощутить потом неизречённую радость Победы Пасхи, к которой мы становимся причастны вместе со Христом. 

Великий Понедельник 

В этот день Церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа, который прообразует собой Христа.  Евангельское чтение в этот день напоминает об иссохшей смоковнице, которая изображает фарисеев и законников, не дающих духовного плода. Господь призывает своих учеников молиться, так как человек без веры и молитвы мёртв. 
В Великий Понедельник служится Литургия Преждеосвященных Даров.  Евангелие провозглашает слово Господне о признаках разрушения Иерусалима 
и о конце мира. 

Великий Вторник 

Во второй день Страстной седмицы Церковь приводит в назидание верующим притчу о десяти девах. Елей в притче символизирует дела милосердия. 
Через Евангельское благовестие о десяти девах Церковь призывает верных всегда бодрствовать, молиться и совершать милостыню и другие дела благочестия, чтобы пришествие Господа не застало нас врасплох.  
На Литургии Церковь благовествует о Втором Пришествии Христа и кончине века, продолжая тему, начатую в Великий Понедельник. 

Великая Среда. День страшного предательства 

Ночь на среду Господь провёл в Вифании, в доме Симона прокажённого, где Ему и ученикам была приготовлена вечеря. Жена-грешница принесла миро, 
и возлила на голову Христа и тем уготовила Его к погребению. 
В благодарность о содеянном, Господь прославил эту женщину везде, где было проповедано Евангелие. В это же время иудейские законники ищут причины убить Иисуса. Один из учеников, злочестивый Иуда Искариотский, предложил предать Господа, оценив Неоценимого в 30 сребренников. 
Святая Церковь предупреждает нас об опасности сребролюбия, способного ввергнуть душу в ад. 
В среду на Литургии Преждеосвященных Даров  в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами. После этого в храме отменяются земные поклоны. Также оставляется Псалтирь до окончания Светлой седмицы.

 Великий (Чистый) Четверг 

В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа, на которой было установлено Таинство Евхаристии, или Причастия, и совершено омовение ног апостолов. Однако название Чистого четверг получил вопреки распространённому мнению о том, что в этот день нужно убирать в доме. Четверг называют Чистым потому, что в этот день все христиане должны очищать свою душу исповедью, и освящать Причастием. 
Господь с учениками пошёл в Иерусалим и там совершил Тайную Вечерю.  Перед этим Иисус Христос препоясался и омыл ноги ученикам, показывая тем самым, что Царство Небесное не от мира сего, и отличает его не слава и власть, а любовь, смирение и чистота духа. 
В Великий Четверг служится Литургия святителя Василия Великого. Господь установил Таинство святого Причащения, сказав «Сие творите в Мое воспоминание». И прихожане таинственно соединяются со Христом, делаясь причастниками Вечной жизни.
На Вечере Спаситель открыл ученикам, что будет предан, и указал, что предателем станет тот, кому Он передаст хлеб. Затем Господь передал кусок хлеба Иуде, омочив его в солило, и сказал:  «Что делаешь, делай скорее».
После этих слов Иуда ушёл с тем, чтобы вернуться с книжниками и законниками. Затем Господь разрешил спор учеников, кто из них больше, предрёк апостолам общее искушение, а Петру — троекратное отречение от Него. После вечери Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, и Христос поднялся на гору Елеонскую. 
В евангельских чтениях описаны душевные муки Иисуса и моление о Чаше. Гефсиманская молитва Иисуса Христа учит христиан не отчаиваться, ведь молитва поможет преодолеть все скорби и искушения, а также утешит и ободрит. Кроме того, Господь внушает апостолам и нам: бдите и молитесь! 
А вечером служится утреня Великой Пятницы с чтением двенадцати отрывков из Евангелия, описывающих страдания Христа. Служба эта так и называется «12 Евангелий». Это очень красивая и трогательная служба, во время которой народ стоит в храме с зажжёнными свечами. 

Страстная Пятница 

В Великую Пятницу Литургии не положено, служатся Царские часы. 
В пятницу Страстной седмицы Церковь вспоминает страшные и спасительные страдания Иисуса Христа и Его Крестную смерть. 
Во второй половине дня в храмах выносят Плащаницу, образуя этим снятие Пречистого Тела с креста Иосифом из Аримафеи. 
Позже бывает Утреня, во время которой совершается Погребение Христа — крестный ход с Плащаницей. 
Утреня должна совершаться ночью под субботу, но в современной практике её совершают вечером в пятницу. Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма.

Великая Суббота

Литургия святого Василия Великого в этот день соединяется с Вечерней, где читают 15 паремий — пророчества об унижении и оскорблении 
Господа и последовавшим за ними славным Воскресением.  Уже сама смерть Иисуса Христа — это предпразднство Пасхи, преддверие Его Светлого Воскресения. 
Священнослужители переоблачаются в белые одежды, и читается воскресное Евангелие. Вспоминается сошествие Христа во ад и изведение грешников оттуда. В тот же день бывает освящение   куличей, крашеных яиц и творожных пасх. 
Заканчивается Страстная седмица Светлым Христовым Воскресением — Пасхой. Вечером служится полунощница, на которой Плащаница заносится в алтарь, а ближе к полуночи совершается Пасхальный крестный ход. В полночь перед дверьми храма раздаётся пасхальный возглас священника и начинается Пасхальное Богослужение. 

Заключение 

В период Страстной седмицы православные люди стараются послужить Богу особым постом, во время которого плоть отвергается и возвышается дух человека. Каждый по мере сил показывает Богу свою любовь к Нему и верность, сочувствует страшным страданиям Христа. 
 И, как итог седмицы, следует радость о воскресшем Господе Иисусе Христе, безмерная и торжествующая над смертью.