Лента новостей
Статья27 августа 2018, 08:17

Адмирал культуры

Жители Петровского района по праву считают Александра Николаевича Кузнецова своим.

Адмирал культуры

Начало начал

Жители Петровского района по праву считают Александра Николаевича Кузнецова своим. Он родился в селе Яблоновец, расположенном на берегах синеглазой красавицы-реки Матыры, природной фрески этого живописного края, подарившего «Миру и Риму» знаменитого изобретателя, создателя электрической лампочки накаливания и полного тёзки моего героя - Александра Николаевича Лодыгина. Но граждане вольного города Мичуринска-наукограда никогда не согласятся с тем, что Александр Кузнецов не принадлежит им. Как это так, когда его помнят студентом химико-биологического факультета педагогического института, преподавателем этого же славного вуза, вторым секретарём горкома комсомола, а затем -
заведующим идеологическим отделом горкома партии и директором Дома политического просвещения. А главное, в Мичуринске он создал семью! Женился на красавице-студентке Надежде, исполнительнице главных ролей в институтском драматическом кружке. И здесь родились у них два сына, которых тоже знают и помнят многие их ровесники, хотя Алексей и Сергей давно уж далеки от своей малой родины...
Если вести речь о следующем этапе в жизни Кузнецова - Тамбове - то областной центр, конечно, перекрывает все прежние ступени роста Александра Николаевича. Тут тебе масштабная деятельность в новом для него - идеологическом -
отделе уже обкома партии, следом - участие в достославные 1990-е годы в создании, организации и становлении в Тамбовской области представительных и исполнительных органов власти, остро необходимых обновлённой России, далее -
пост заместителя главы администрации области, наконец, многолетняя и самая, пожалуй, плодотворная деятельность в качестве руководителя областного управления культуры. Почётные вехи биографии, что и говорить.
А он, время от времени перебирая семейный альбом, где скопились за семь его десятков лет (аплодисменты!) сотни цветных и чёрно-белых фотографий - от рождения до юбилея - вспоминает совсем иное…

Семейная сага

Его отец - Николай Алексеевич - сполна хлебнувший фронтового лиха в пехоте, пропахав почти «пол Европы, пол Земли», пройдя страшные испытания при обороне Керчи, прибыл в родной Яблоновец живым! Обнимал, растроганный до слёз, измученную непосильным сельским трудом любимую свою жену Марину (это о таких святых женщинах, как Марина Игнатьевна, напишет вещие строки Евгений Евтушенко: «Весь тыл, громадину-махину, тянули бабы, как волы»). Любовался и налюбоваться не мог подросшими сыновьями - а их, когда батю призвали Родину защищать, оставалось на руках у матери пятеро, мал мала меньше! Назовём их имена.
Это Иван, после окончания ФЗУ электрик в Москве. Алексей, редкий по уровню мастерства столяр-краснодеревщик, для которого домом стал далёкий от нас Луганск, переживающий сейчас далеко не лучшие времена… А тогда, в начале 1970-х, юный Саша спокойно прикатил в мирный украинский город к брату, где и свершилась первая запись в его трудовой книжке - слесарь-вентиляционщик Северодонецкого монтажного управления. Оттуда, с Луганщины, и на службу солдатскую отправился парень молодой, попав в морскую авиацию - на Дважды Краснознамённый Балтийский флот.
Третьим сыном четы Кузнецовых шёл Николай. То есть Николай Николаевич? Да. Родившиеся в предвоенную пору малыши - видимо, чувствовал всё-таки народ, женщины в первую очередь, надвигающуюся чёрную грозу - нередко получали имя живого отца: мало ли что случится с получившим повестку военкомата папкой. А сын - вырастет - будет продолжателем рода, наречённым достойным отцовским именем… Николай стал крановщиком. Анатолий, когда вырос и окончил Мичуринский плодоовощной институт (нынешний государственный аграрный университет), остался на малой родине - работал директором совхоза «Ситовский» Петровского района.
Увы. Названных старших братьев уже нет на белом свете. Но в Тверской области живёт 79-летний Владимир Николаевич, после окончания Моршанского строительного техникума навсегда посвятивший себя профессии строителя. К нему нет-нет да приезжают погостить «младшенькие», послевоенные - Александр и единственная (завершающая сагу!) дочка из Кузнецовского рода-племени Любовь Николаевна, до недавних пор - заведующая детским садиком в знаменитом далеко окрест садоводческом хозяйстве «Дубовое» Петровского района.
Вот такая сложилась многодетная семья с самой распространённой в мире фамилией Кузнецовы (если считать ещё белорусскую Коваль, украинскую Коваленко, английскую Смит...), верой и правдой служившая и в ратном деле, и на трудовом фронте своему Отечеству годы и десятилетия. «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей!..» - восклицал в экстазе поэт советской эпохи... Я думаю, лучше бы о таких людях, таких семьях писать рассказы и повести, романы и пьесы, снимать фильмы...

Становление

Но вернёмся к виновнику торжества - уже отслужившему положенный срок на Балтике флотскому старшине второй статьи (по-сухопутному - сержанту) Александру Кузнецову. Полному сил и желания заняться педагогическим трудом молодому человеку, пожелавшему наследовать пример своих яблоновецких кумиров - фронтовиков директора школы Серафима Ермолаевича Камынина и учителя истории Ивана Фёдоровича Гульшина, морского офицера, со временем ставшего очень известным краеведом, Почётным гражданином Петровского района.
Вспоминает выпускник факультета химии и биологии, свыше 30 лет возглавляющий мичуринский лицей, заслуженный учитель школы РФ, кандидат педагогических наук Валентин Николаевич Самусенко.
- В мои студенческие годы в институте много училось ребят, и я в их числе, отслуживших в армии. Саша Кузнецов выделялся среди них и своим гренадёрским ростом, и внушительной осанкой, и зычным голосом, он же был ротным запевалой, ну и, конечно, флотскими атрибутами: матросские брюки клёш, неизменная тельняшка, в праздничный день ВМФ добавлялась ещё и бескозырка. Замечательный рядом с нами был этот парень! Спокойный, добрый, отзывчивый, ничуть не заносчивый и очень трудолюбивый, по-настоящему грызший гранит науки. Он и окончил наш вуз, если память мне не изменяет, с красным дипломом.
Его курс шёл на два года младше нашего, и самым закадычным другом Кузнецова был Владимир Яценко. Они и в общежитии, и в учебных корпусах, и вне институтских стен всегда находились вместе. Помню и дружеские отношения Александра с Евгением Хроминым, ставшим через много лет большим милицейским начальником в звании полковника. Так уж получалось, что Кузнецов торил свою тропу след в след за Хроминым. Евгений Константинович передавал Александру бразды правления студенческим профкомом, когда его пригласили на работу в горком партии, затем Саша, пройдя вначале «обкатку» в качестве второго секретаря горкома комсомола, а в Мичуринске, между прочим, тогда насчитывалось около двадцати тысяч комсомольцев (!), стал заместителем заведующего отдела пропаганды и агитации Мичуринского горкома партии. Сложившиеся семьи Кузнецовых и Хроминых вначале занимали комнатки в студенческом общежитии, а уж потом получили по квартире-однушке на улице Полтавской в одном доме, только на разных этажах. Прикольный момент: установили им телефон с параллельным номером, и они не могли позвонить друг другу. В таких случаях посредниками поневоле чаще всего выступали наши тогдашние сокурсники супруги Яценко.
- Не стоит думать, что работа в комсомоле в советскую пору была некой формальной функцией, - подключается к разговору и сам поработавший не один год вожаком городской комсомолии председатель Мичуринского городского Совета и исполняющий обязанности главы города Илья Аркадьевич Платицын. - На плечах Александра Кузнецова, как второго секретаря горкома ВЛКСМ, лежала как раз обязанность быть генератором самых нужных и полезных дел. И жизнь юношей, девушек кипела везде и всюду, в первую очередь, конечно, на производстве, что было для нас главной заботой. Но такие же насыщенные интересными делами будни и праздники сопровождали учащуюся молодёжь в школах, техникумах, вузах; устраивали субботники и воскресники по благоустройству, озеленению города, собирали металлолом для мартенов и макулатуру для переработки на целлюлозно-бумажных комбинатах, проводили прекрасные танцевальные вечера, ходили в туристические походы, наиболее смелые, пройдя обучение в парашютной секции, прыгали с парашютом, отправлялись на альпинистский штурм гор или сплавлялись по горным рекам... Ежегодно наша делегация во главе с Валентином Яковлевичем Никульшиным, тогда - деканом пединститута и нынешним его директором, с участием Александра Кузнецова, Валентина Самусенко посещала в Балтийске подшефный ракетный катер «Мичуринский комсомолец» с письмами и подарками экипажу от родителей, друзей, просто земляков... Льготы? О чём вы говорите... В институтском профкоме - я знаю точно - Кузнецов получал 80 рублей. В горкоме комсомола его месячный оклад вырос до ста рублей, в горкоме партии - 120. В обкоме? 150. И, как там у Маяковского: «Краснодеревщики не слали мебель на дом». Всё, как у всех, скромно и достойно. Честно говорю, наше поколение ведь, действительно, прежде думало о Родине, а потом о себе...

Если итожить то, что прожил...

Портрет Александра Николаевича Кузнецова будет неполным, если мы не прибегнем к помощи официального перечня славных дел, документально зафиксированных в послужном списке юбиляра. Вот лишь отдельные штрихи к портрету (3 сентября, в день юбилея, друзья и коллеги этот список значительно расширят, тут и сомнений нет).
Итак, в активе нашего героя - участие в создании и открытии Музея-усадьбы народного художника СССР А.М. Герасимова в Мичуринске, музея поэта со всероссийской славой Вячеслава Богданова в Мордово, музея поэта Пушкинской плеяды Евгения Боратынского в селе Софьинка Умётского района, воссоздание «Белого дома» музея-усадьбы гениального музыканта и композитора Сергея Рахманинова в знаменитой Ивановке, проведение в нашей области десятков международных музыкальных и кинофестивалей с участием настоящих звёзд искусства. Отдельной строкой нужно отметить создание в Тамбове симфонического (!!!) оркестра, губернаторского духового оркестра, детских хоровых коллективов. А как не воздать должное ему - организатору и вдохновителю ставших ежегодными широкомасштабных театральных фестивалей имени Рыбакова, массы праздничных концертов, кинофорумов. За время руководства отраслью культуры более 20 творческих коллективов нашего региона стали лауреатами самых престижных международных и всероссийских конкурсов! Но особую гордость у сына фронтовика - Александра Кузнецова - вызывает создание 11-томной областной Книги памяти, высоко оценённой московскими специалистами, получившей массу благодарных откликов, вместившей в себя сведения более чем о 202 тысячах воинах-тамбовцах, ветеранах Великой Отечественной войны, уроженцах Тамбовщины. Титанический труд!

Вместо эпилога

Его знают во всех театрах Тамбовщины и во многих московских театрах, как своего человека. Его любят, уважают, ему дарят книги и картины писатели и художники (а он добросовестно читает все наши книги, порой тяжело вздыхая над ними, и находит место в квартире для всех пейзажей и натюрмортов). Он никогда не устаёт, по-юношески загораясь интересными делами в областной Общественной палате, в возглавляемом им с 2015 года областном Совете пенсионеров-ветеранов и инвалидов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов, в социальных организациях. Что уж говорить об основном месте службы - Центре по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области. Области, где он знает каждый кирпичик и каждую дощечку, если они принадлежат памятным местам... Но ещё хватает сил на благотворительные акции, помощь храмам, участие в выпуске книг соратников, например, известной журналистки и поэтессы Тамары Асафьевой, поддержку других талантливых людей - певцов, актёров, музыкантов, к которым у него особая симпатия.
Семью Кузнецовых я знаю добрых 40 лет. Восторгаюсь ею, где растут четыре очаровательных внучки Александра и Надежды Кузнецовых. (Кстати, желаю ещё для полного комплекта и по внуку!). Мы часто встречаемся с юбиляром и его сыновьями на стадионе, когда играет наш ФК «Тамбов». Ярые мы - старые болельщики! Жаль вот, симпатии старшего сына Кузнецова - Алексея - отданы ЦСКА, мы-то с его папой болеем за московский «Спартак» (простите нас, ради бога, фанаты других команд, но... не отрекаются любя). Бывая в столице, вместе с Кузнецовыми отдаём предпочтение театрам Ленком и «Сатирикон», где в антракте обязательно обсуждаем за чашкой чая (кгм) игру актёров и решения режиссёров... Каждая такая беседа - полная чаша юмора, веселья и оптимизма!
Пусть же у полноправного адмирала культуры Александра Николаевича Кузнецова ещё на долгие-долгие годы сохраняется неиссякаемая жажда вдохновения, энтузиазма, трудолюбия! Пусть ведут его всё в новый и новый бой наполненные тугим ветром алые паруса радости и счастья. И пусть он всё так же надёжно и уверенно несёт свою бессменную вахту на капитанском мостике жизни! Рядом с нами. А мы - рядом с ним!

Автор:Валерий Аршанский