Лента новостей
Статья16 января 2017, 13:58

Алеппо: мир, расколотый войной

В настоящее время с сообщений о последних событиях в сирийском городе Алеппо начинаются практически все выпуски новостей. Российские сапёры совместно с сирийскими специалистами ведут разминирование жилых кварталов. Опасность подстерегает мирных жителей, возвращающихся в свои дома, на каждом шагу даже сейчас, когда боевики окончательно покинули город. Каково же здесь было ранее, остаётся только догадываться.

Акоп Ванесян. Фото Павла Васильева.
Акоп Ванесян. Фото Павла Васильева.

В чёрно-белой
палитре

Свой взгляд на происходившее в захваченном Алеппо в виде серии фоторабот представил российским коллегам-журналистам документальный фотограф из Сирии Акоп Ванесян.
Погоня за удачным снимком, наверное, знакома каждому фотографу - профессионалу или любителю. В эти минуты реальный мир словно делится на отдельные кадры - этот хорош, другой не очень, а третий нужно удалить вовсе… Но есть кадры, которые не стереть ни из памяти, ни из реальной жизни. На них замер другой, устрашающий мир. Мир, расколотый пополам гражданской войной.
Сделанные Акопом Ванесяном кадры далеки от политических хитросплетений, в ходе которых в Сирии разгорелась война и страна стала ареной для различных запрещённых во многих государствах, в том числе и в России, террористических группировок. Они - отражение того, как живут в Алеппо мирные горожане.
Серия снимков была представлена на выставке ста лучших фоторабот, которая проводилась в рамках Международного форума для журналистов «Диалог культур» в Санкт-Петербурге. И можно не сомневаться - чтобы сделать многие из них, нужно нечто большее, нежели удачный выбор ракурса или умелая постановка кадра. Все фотографии Акопа Ванесяна переведены в чёрно-белый формат, словно в напоминание о том, что в мире, которому угрожают террористы, по определению не может быть ярких сочных красок.

Чувства
запереть на замок

Каждый снимок - это отдельная история, полная боли. На одном из них - полуразрушенные стены многоэтажного дома. От балконов остались лишь остовы из арматуры и кустов железобетонных плит, пустыми глазницами пугают окна, на которых давно нет ни штор, ни комнатных растений. Казалось бы, мёртвая пустынная улица. Но что это? То там, то тут выглядывают маленькие фигурки. Дети с интересом рассматривают последствия обстрела. На лицах пока нет страха, лишь непосредственное любопытство.
А вот уже другие дети. В их руках - отцовские ружья. Стволы направлены в небо, словно оттуда детям видится угроза. Ещё один мальчик на чудом уцелевшем велосипеде смотрит прямо в объектив фотокамеры. Фоном ему служит разрушенное здание. Угрюмое лицо, настороженный недетский взгляд тёмных глаз, рука, сжимающая отцовскую винтовку - этот ребёнок лет десяти уже знает, что такое война. Терял ли он близких? Возможно. Жив ли сейчас? Ответа нет.
Ещё один снимок и ещё одна трагедия. На нём городской парк и маленькая детская фигурка над могильным холмиком. Ранее живописный, наполненный голосами отдыхающих и топотом детских ног сквер превратился в кладбище. Как рассказал сирийский фотограф, такова участь многих парков в городе, в котором ведётся гражданская война. Нести тела убитых на традиционный погост опасно и бессмысленно. Там попросту нет свободных кусков земли, пригодных для могилы. Мёртвых хоронят без излишних ритуалов, наспех в городских парках, и никому неведомо, сколько слёз было пролито над безымянной насыпью или ночью в подушку, если только этот привычный предмет домашнего обихода не отправился на замену выбитым стёклам.
«Когда перед тобой поставлена задача беспристрастно отражать действительность, ты должен запереть на замок свои чувства, уподобиться бездушной камере, - поделился пережитым Акоп Ванесян. - Иначе ты никогда не сможешь войти в квартиру, где была убита целая семья, включая двоих детей, ступить на кровь невинных лишь для того, чтобы поработать фотокамерой. Возле двери одной из таких квартир увидели надпись: «Звонок. Открытая дверь. Не забудьте обо мне. Я уже мёртв». В этом жилище мы обнаружили ужасающие своей жестокостью доказательства совершённых против человечества преступлений. Не знаю, кто оставил эти слова на стене, но они навсегда врезались в мою память как эпитафия, применимая к каждому погибшему жителю Алеппо».

Подаренная
надежда

Один из снимков особенно дорог своему автору, потому что олицетворяет надежду. Её подарил сирийскому фотографу житель Алеппо, потерявший ногу. На вопрос, куда он идёт теперь, опираясь на костыли, с винтовкой за спиной, мужчина ответил: пока есть руки, умеющие держать оружие, пока есть стремление увидеть мирное небо над головой, я буду двигаться только вперёд и защищать свой город. Мужественный житель Сирии ушёл несломленным, с гордо поднятой головой, дав напоследок запечатлеть себя и став символом веры в то, что общими усилиями военных, миротворцев, тех, кто ведёт переговоры и открывает гуманитарные коридоры, мировая угроза терроризма будет побеждена.
В декабре прошлого года Алеппо квартал за кварталом был освобождён от контроля силовиков так называемой умеренной оппозиции. Той самой оппозиции, устраивающей показательные казни и разрушающей жилые дома, а также школы и детские сады, стены которых уже давно не слышали ни детского смеха, ни ответов у доски.
Часто говорят: лучший бой - тот, который не состоялся. Увы, очевидно, далеко не все зарубежные политики и государственные деятели согласны с этим мудрым утверждением. Потому-то, видимо, по-разному трактуется в иностранных СМИ ситуация в Алеппо и роль России в ней. Между тем многочисленные сюжеты и снимки, сделанные в горячей точке нашей планеты, наглядно доказывают - Сирия, так же, как и Россия, стремится к миру.

Тем временем

Недавно в Алеппо произошло важное событие - в местном аэропорту впервые за последние четыре года приземлился гражданский борт.
Международный аэропорт Алеппо был закрыт в 2012 году после того, как в город вошли исламисты. Воздушная гавань не сильно пострадала в ходе боевых действий и шестого января, впервые за четыре года, смогла принять рейс. Успешно приземлившийся в аэропорту пассажирский лайнер следовал маршрутом Дамаск – Алеппо.
В город введены подразделения российской военной полиции, занимающейся не только патрулированием, но и оказанием гуманитарной помощи жителям города.

Акоп Ванесян. Фото Павла Васильева.
Кадры, которые не стереть из памяти. Фото Елены Потаповой.
Этот ребёнок знает, что такое война. Фото Акопа Ванесяна.
Акоп Ванесян. Фото Павла Васильева.
Автор:Елена Потапова