Август - месяц авиаторов

07 сентября 2009, 23:00 2484

Несмотря на непростую экономическую ситуацию в мире, которая не могла не отразиться и на состоянии авиастроительной отрасли, мичуринские авиаприборостроители сформировали увесистый портфель заказов на освоение и производство продукции. О том, как завод "Прогресс" преодолевает экономическую нестабильность, какие руководство предприятия видит перспективы развития, что делает для подготовки кадров, рассказывает его генеральный директор Владимир Анатольевич Дмитриев.


- Минувший август стал особым месяцем для всех, кто связан с авиацией или просто к ней небезразличен, ведь Илья-пророк (а именно со 2 августа происходили главные события последнего месяца лета) - покровитель воздухоплавателей. В череде минувших дат - День Воздушно-десантных войск, День Военно-воздушных сил, День Воздушного флота России. Владимир Анатольевич, чем лично вам запомнился август?


- Вы верно подметили, что этот месяц был отмечен массой всевозможных праздников, так или иначе связанных с авиацией. В советские времена своему профессиональному празднику мы посвящали различные спортивные мероприятия. Но на этот раз решили организовать в заводском спортзале детский праздник - соревнования по запуску бумажных самолётиков. Восторг детей был неописуемый. Ребята с удовольствием посетили это мероприятие. Надеемся, что спустя время кто-то из них придёт и на завод. Кстати, мы очень серьёзно относимся к вопросу подготовки нашей заводской смены. В настоящее время в Тульском политехническом и Тамбовском техническом университетах обучаются наши студенты с тем, чтобы со временем мы могли получать квалифицированных специалистов. Всем им платим стипендии. Рассчитываем, со временем при трудоустройстве будем обеспечивать их и жильём.


- Какова сегодня экономическая ситуация на предприятии?


- Очень надеемся, что на сегодняшний день кризисную ситуацию, которая возникла у нас, мы преодолели. И это притом, что неблагоприятные времена на "Прогрессе" наступили несколько раньше, чем у других. Если же сравнить нынешнее положение дел с аналогичным периодом прошлого года, то прирост у нас составил почти 10%. К концу 2009 года планируем темпы роста не меньше чем на 30-35%. При этом мы полностью обеспечены заказами. Кроме того, на предприятии растёт заработная плата, причём темпами даже более быстрыми, чем объёмы производства.


Участники “МАКСа-2009”. Слева направо: заместитель технического директора завода “Прогресс” С.П. Ермилов, генеральный директор ОАО “Агат” Д.Д. Евсеев, генеральный директор ОАО “Мичуринский завод “Прогресс” В.А. Дмитриев и главный конструктор ОАО “Агат” И.Г. Акопян.В последнее время на предприятии активно идёт работа по поиску, освоению и выпуску новых изделий, в том числе и авиационной тематики. Среди них изделия для АНТ-148, ТУ-204. Также недавно для сохранения конкурентоспособности специалистами Центрального научно-исследовательского технологического института ОАО "ЦНИТИ" был проведён технический аудит основных производств и цехов, который дал нам картину истинного положения дел на предприятии. По результатам аудита мы уже готовим большой инвестиционный проект, рассчитанный на несколько лет, который предполагает инвестирование сотен миллионов рублей на техническое перевооружение завода. Так, только в этом году на завод будет привлечено порядка 40 миллионов рублей. В последнее время многие наши партнёры (они же и конкуренты) очень здорово обновились. Так что техническое перевооружение предприятия позволит нам выйти на качественно иной уровень.


- Недавно завершил свою работу очередной Международный авиационно-космический салон "МАКС-2009". Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.


- Мы были на "МАКСе-2009" 18-19 августа. Конечно, этот праздник был омрачён трагической гибелью командира пилотажной группы "Русские витязи"... Обратила на себя внимание прекрасная организация праздника. Я присутствовал практически на всех "МАКСах", но такой подготовленности не было никогда. Вторая особенность завершившегося салона - малое количество иностранной техники. На смотровой площадке стояли самолёты лишь российского производства. Иностранцы представили только пилотажные группы и макеты новой авионики. Кстати, правильно сделали: средства нужно экономить. Впервые я увидел на авиационно-космическом салоне и новый гражданский ближнемагистральный лайнер “Сухой Суперджет-100”. Машина, конечно, великолепная, единственное, что удручает, - там нет ни одной российской детали. Значит, отечественные высокие технологии не востребованы в своей стране и будут продолжать уходить за рубеж. Я недавно встречался с директором по разработкам и закупкам конструкторского бюро "Суперджета". Мы же сами можем делать детали такого качества! Однако вся логистика производства находится в управлении у иностранных фирм. По-моему, на сегодняшний день у нас нет программы развития авиации. Ну что это такое делать пять гражданских самолётов в год? По крайней мере, в советские времена эта цифра была больше в сто раз.


Кроме того, на "МАКСе" по-новому были представлены и предприятия. На этот раз все павильоны оказались разбиты по корпорациям. Гостям выставки представили некую интегрированную структуру, где нашлось место и управляющим компаниям, и разработчикам, и производителям. Всё оказалось чётко прописано и выглядело очень здорово.


- В чём, на ваш взгляд, заключается перспектива развития отечественной да и мировой авиации?


- Очевидно одно: та традиционная гироскопия, что мы производим, полностью вытесняется микромеханикой. На сегодняшний день стрелочная аппаратура практически полностью отсутствует в кабине пилота. Будущее также и за многофункциональной летательной техникой. Я видел новый многофункциональный вертолёт модульной сборки типа К-226. Эта модель позволяет достаточно быстро переоборудовать его в пассажирский, пожарный, полицейский вертолёт или в "скорую помощь". Так вот, там нет ни одного стрелочного прибора. А исполнительным элементом является микромеханика. Это говорит о том, что уходит время нашей гироскопии. Следовательно, приходится находить на рынке другие ниши. И мы их находим.


- Каковы главные задачи, стоящие перед руководством предприятия, на ближайшую перспективу?


- Главная задача - провести техперевооружение, а также сохранить все стратегические связи, обозначенные на этот и следующий годы. На недавно состоявшемся итоговом совещании, помимо вопросов текущего плана, рассматривались и ближайшие перспективы, где было отмечено, что сегодня предприятие имеет подтверждённые заказы на второе полугодие, и это вселяет уверенность, что год мы завершим с неплохими результатами.


- Спасибо за содержательную беседу.