Человек из Козлова

05 февраля 2010, 23:00 2423
© Мичуринская правда - http://michpravda.ru (СР, 02/03/2010 - 13:55)

В.М. Зельдин среди артистов Мичуринского театра. Второй вверху справа - начальник управления культуры и спорта М.В. Белоусов

Поздней осенью 2008 года на старых улицах Мичуринска появился прохожий. Сразу было видно, что он не здешний уже потому, что на той же Герасимова (Лебедянской в былые времена) внимательно вглядывался в дома, словно узнавал и не узнавал ведомое только ему. Не здешний, но поразительно узнаваемый и старым, и малым.  


И не удивительно. Потому что как бы сошёл с телевизионного экрана, газетных и журнальных страниц этот вроде бы седоусый старик и в то же время не из молодящихся под мужчину хоть куда, а стройный, элегантный, лёгкий в движениях.  


Человек из Козлова в свои 90 прогремел в роли "Человека из Ламанчи", испанского, но и всечеловеческого юродивого Дон Кихота, созданного воображением великого романиста Мигеля Сервантеса. А это ведь мюзикл, разновидность оперетты, который поставил с человеком из Козлова в заглавной роли главный Московский армейский театр России (бывший Центральный академический театр Советской Армии). В нём надо не только фехтовать, но и петь, танцевать. Восхищённые искусством старого мастера сцены москвичи овациями прорецензировали эту работу своего любимца, народного артиста СССР, лауреата Сталинской премии (1951), кавалера ордена "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени (2000 и 2005) Владимира Михайловича Зельдина.  


Да, москвичам повезло видеть это чудо искусства великого актёра у себя в столице. Но почти три десятка кинофильмов, несколько телевизионных спектаклей с участием нашего земляка Владимира Зельдина как бы вновь поселили его и оставили безвыездным в Козлове-Мичуринске. И какие фильмы, какие спектакли! Начиная с первого в творческой биографии Владимира Михайловича культового советского кино "Свинарка и пастух" Ивана Пырьева (1941), где он блистательно вошёл в образ грузина-пастуха Мусаиба Гатуева. Зельдина даже не пришлось гримировать под кавказца. Лишь соединили ему брови на переносице да немножко подкрасили его знаменитые усы. Зельдину-Мусаибу замечательно шла черкеска, он умел гарцевать на коне, танцевать картули. Когда в театре шёл спектакль "Стрекоза" (потом по нему был и фильм снят), на него валом валили грузины из столичной диаспоры.


Потом будет фильм детства моего поколения первых послевоенных лет "Сказание о земле Сибирской". Следом фильм-спектакль "Учитель танцев" (1952), имевший огромный успех на сцене ЦАТСА и в кинопрокате. За него-то и удостоен был Владимир Зельдин высшей тогда в государстве премии имени вождя…


Жаль, не было, наверное, времени той осенью 2008 года у 93-летнего артиста заглянуть в старинный наш (150 лет исполнилось) городской парк культуры и отдыха. Может, зазвучала бы тогда в его памяти музыка военного оркестра под управлением капельмейстера Михаила Евгеньевича Зельдина, отца Владимира Михайловича. Будущая звезда театра и кино родился на втором году Первой мировой войны, 10 февраля 1915 года.  


Где-то там, на Лебедянской, неподалёку от Боголюбского собора, в доме козловского мещанина Попова жила семья мальчика. Среда типичная для творческой русской интеллигенции той эпохи. Отец, музыкант и дирижёр, питомец знаменитой Московской консерватории, и мама Анна Николаевна, учительница. Семья будет часто переезжать в это беспокойное время - Тверь, Москва. Владимир рано останется один. На его счастье, учиться он будет в особенной школе - военизированной. Дух патриотизма, преклонение перед боевой славой России. Воспитанники школы участвовали даже в военных парадах на Красной площади. Мечтал стать профессиональным военным - моряком. Не прошёл медкомиссию - подвело зрение.


Артистические задатки были у Владимира в крови. Попробовал поступить в театральное училище при театре им. Моссовета. Удача! Успешно закончил его в 1935-м и был принят в труппу.


Когда организовался Центральный театр транспорта, перешёл туда и проработал там десять лет. Была неплохая занятость, главные роли. Но когда в 1945-м его "высмотрел" выдающийся режиссёр, художественный руководитель театра Советской Армии Алексей Попов, он счёл это за честь для себя. И не ошиблись ни режиссёр, ни актёр. Первой же ролью в новом театре стал Альдемаро, герой классической комедии "Учитель танцев". С всесоюзной известностью после лидера кинопроката 1952 года одноимённого фильма пришла слава и Сталинская премия. Потом долго не снимался, пока известный кинодеятель Андрон Кончаловский не предложил ему образ профессора Серебрякова в комедии А.П. Чехова "Дядя Ваня".


Владимиру Зельдину - 95. Он по-прежнему востребован в своём родном театре. Продолжает играть в спектаклях "Деревья умирают стоя", "Загнанная лошадь", "Приглашение в замок", "Ханума". И, конечно же, в любимом своём "Человек из Ламанчи".


И современный кинематограф его чтит. Особенно часто играл в 70 и 80-х. Мелодрама "Женщина в белом", детективы "Тайна чёрных дроздов", "Десять негритят". В 90-х - "Полицейские и воры" Николая Досталя. Как истинный профессионал, для которого смысл жизни в творческом труде, не погнушался, как иные эстеты, сняться в сериале "Любительница частного сыска Даша Васильева"…


Наши городские краеведы, кажется, задались целью отыскать дом, где родился великий современный мастер театра и кино Владимир Зельдин. И тогда, может быть, появится в городе ещё один адрес на местной карте истории культуры и искусства. Достойный быть рядом с адресами естествоиспытателя Ивана Мичурина, живописца Александра Герасимова, графика Станислава Никиреева.