Лента новостей
Статья4 июля 2015, 07:00

Что такое хорошо и что такое плохо?..

«Дом - это основа истинной добродетели. Если правильным ценностям не научат в семье, то, вероятно, им не научат совсем», - так говорил знаменитый американский религиозный лидер Гордон Хинкли. Эта истина год от года находит своё реальное подтверждение.

Что такое хорошо  и что такое плохо?..

Учителя в школах, особенно начального звена, в один голос отмечают, что зачастую взаимоотношения в классе ученики выстраивают, взяв за основу модель микроклимата в своей семье. И если ребёнок растёт в напряжённой стрессовой атмосфере, которую формируют его родители, выясняющие отношения или, чего хуже, употребляя нецензурные выражения, перевоспитать его бывает очень сложно.
Можно смело сказать, что моральное несовершенство личности, особенно в раннем возрасте, определяется не столько условиями среды, сколько недостатком воспитания. В нравственном становлении подростков очень важен моральный образец, формируемый в семье. То, что приобретается в детские годы в семье, сохраняется в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности, и к поступлению в школу ребёнок уже более чем наполовину сформировался как личность.
Таким образом, поведение ребёнка в школе - это своего рода индикатор семейного благополучия. И в этом плане личный пример родителей играет очень существенное значение. Если мама с ребёнком за руку перебегают дорогу в неположенном месте, малыш наверняка решит, что так можно делать, особенно если очень спешишь. Или если папа курит на балконе и при этом внушает сыну, что табачный дым вреден, мальчик также сделает выводы, но вовсе не те, которые хотели бы услышать родители. В раннем возрасте дети больше видят своих родителей, нежели слушают. И вполне успешно копируют их поведение.
Об этом, а также о роли семьи в становлении личности педагоги немало говорят на различных конференциях и родительских собраниях. Теме воспитания в семье была посвящена прошедшая в учебно-методическом и информационном центре Мичуринска очередная встреча родителей с представителями управления народного образования и епископом Мичуринским и Моршанским Гермогеном.
Владыка поделился с родителями своими мыслями о значении семьи и православия в жизни каждого человека. «Вызовы современного общества очень агрессивны, - отметил он. - Порой даже взрослым сложно сориентироваться в нашем динамичном мире. Думается, православное воспитание в семье и школе - это тот базис, который ещё в прошлые столетия доказал свою эффективность. Оно должно поощряться, всячески внедряться в школе и дома, так как духовность и семья - это основа нашей государственности. Если нравственно здорова семья, таковым будет и государство. Конечно, наряду с родителями важная роль в ответственном деле воспитания детей принадлежит учителям. Именно им предстоит взращивать добрые семена, зароненные в семье. Большие города хранят множество соблазнов для подрастающего поколения. В этом плане Мичуринск, конечно же, вызывает меньше опасений. Здесь более отзывчивые дети и родители, грамотные, стремящиеся не только научить, но и воспитать педагоги».
Также Владыка пригласил к сотрудничеству родителей и педагогов в работе с трудными детьми или, как часто говорят, учениками с девиантным поведением. В целом Мичуринская и Моршанская епархия уделяет самое пристальное внимание внеклассным урокам, посвящённым морально-нравственному воспитанию, стараясь при этом оказывать посильную помощь в воспитании.
Отдельно было сказано о новом уроке, который появился во втором полугодии в некоторых классах начальной школы, - уроке милосердия. Детям на конкретных примерах рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо, школьники учатся проявлять доброту и сострадание. Рассчитанный на первые три класса курс станет обязательным со следующего года (в четвёртом классе его сменит более привычная дисциплина - основы православной культуры). В пятом классе произойдёт переход на федеральные образовательные стандарты, и в связи с этим родителям предстоит сделать выбор модуля дальнейшего нравственного воспитания. Этот модуль по усмотрению образовательного учреждения может реализовываться в рамках внеурочной деятельности или в качестве учебных курсов. Как пояснила директор учебно-методического и информационного центра Л.А. Фионова, определены три модуля, один из которых нужно будет выбрать: 1) мировоззренческие основы православной культуры; 2) духовные основы русской словесности; 3) духовный мир музыкальной культуры. Каждая школа по согласованию с родителями и учётом кадрового потенциала должна будет выбрать определённую линию для учащихся пятых классов.
Вместе мы сможем многое - этот лозунг вполне применим к воспитанию наших детей. Тесное взаимодействие в системе семья - школа, пожалуй, можно назвать универсальным ключом к запертым потайным дверцам сознания школьника.

Памятка для мам и пап

Хорошая, здоровая атмосфера в семье, дружеские, уважительные взаимоотношения родителей, их положительный моральный облик - важнейшие условия правильного воспитания детей.

• Чаще поощряйте ребёнка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы.
• Привлекайте ребёнка к семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца.
• Каждый член семьи, в том числе и ребёнок, должен иметь домашние обязанности. Не наказывайте ребёнка трудом.
• Чаще доставляйте ребёнку радость общения, радость совместного познания, труда, игры и отдыха.
• Развивайте в детях чувство любви к окружающим и живой природе.
• Следите за тем, что читает ваш ребёнок, какие передачи и фильмы смотрит, какие сайты чаще посещает.
• Старайтесь всегда быть выдержанными и последовательными в своих требованиях.

Советуем всем родителям
запомнить три НЕ:

- Не допускайте, чтобы дети присутствовали при спорах или слышали о противоречиях по методам воспитания или способам наказания.
- Не критикуйте учебное заведение, учителей, преподавателей. Свои замечания лучше высказать учителям или руководителям образовательных учреждений.
- Не оказывайте излишнего давления на ребёнка, навязывая ему в назидательной манере своё мнение и своё видение окружающей действительности.

На уроках милосердия

Появившийся новый урок милосердия не остался незамеченным для родителей. Учебники нового курса оказались интересны не только детям, но и взрослым.

Приведём мнение мамы второклассника Максима Светланы Дякиной об этом предмете (кстати, учебниками детей бесплатно обеспечивает управление народного образования администрации Мичуринска, отпечатаны они в обособленном подразделении издательского дома «Мичуринск»):
- Когда Максим впервые принёс учебник по милосердию, изучали мы его всей семьёй. Сразу обратила внимание на то, что его содержание направлено на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны. В нём милосердие тесно связано с православием, есть рассказы о доброте, сопереживании, сочувствии, помощи своим ближним. Думаю, нелишними будут информация о православных праздниках, творческие задания и индивидуальные проекты.
При этом нравственные ценности преподаются детям ненавязчиво, в виде познавательных рассказов, а вопросы в конце повествования предлагают задуматься о том, какими предстают перед нами герои рассказа и как поступили бы мы на их месте. Порадовала разноплановая подборка рассказов. В них отражены и бережное отношение к природе, и сострадание к ближнему (причём разъясняется, что твой ближний - это не только родственники и друзья), и отношение человека к животным.
Уверена, уроки милосердия принесут немало пользы в духовно-нравственном воспитании наших детей. И очень хорошо, что начинаются они с младшего звена, когда ребёнок с готовностью слушает и принимает за истину учительское слова.

Автор:Елена Потапова