Лента новостей
Статья30 июля 2011, 01:00

Да "воссияет благодать Божия"...

Да "воссияет благодать Божия"...

В день памяти святого равноапостольного князя крестителя Руси Владимира отмечается День Крещения Руси по Указу Президента РФ от 1 июня 2010 года. Замечу, Украина подобный указ приняла двумя годами раньше - хороший повод для единения братских народов, тут бы и белорусским христианам вплести свою гирлянду в общий венок дружбы.

Казалось бы, отмечается в январе двунадесятый праздник Крещения Господня, надо ли дублировать. Надо. Это ещё одна веха на нелёгком пути к симфонии церковной и светской власти. Эти своеобразные созвучия, гармония всегда были тем недосягаемым идеалом, который на протяжении истории то ярче вырисовывался, если захватывал чаяния больших слоёв населения, то, напротив, заволакивался тучами, порой извергавшими громы и молнии расколов, ересей, а в ХVII веке ещё и ревностью царя и патриарха за первенство, в результате патриарх оказывается в монастыре, а позже Пётр ставит жирную точку в споре, низвергнув патриаршество.
Ныне церковь стремится во всей полноте оправдать свою миссию спасения душ людских от прогрешений, а общество - от нравственного падения. Христианство с первых лет заботилось об укреплении государственности, о воспитании веры и стремления к благочестивому праведному житию людей. Надо ли говорить, сколько ныне оппонентов у церкви. Смотрел недавно "круглый стол" с приглашением известных священнослужителей, которым противопоставили юродствующих во Христе журналистов, открыто оскорблявших религиозные чувства верующих. Хорошо, что вещает православный канал "Союз", какие полезные созидательные беседы батюшек можно посмотреть и послушать, но сама собой щёлкает кнопка пульта - и на десятках других каналов, так и кажется, идёт иллюстрация прямо противоположных, можно сказать, безнравственных истин, будто бесы нашли время хоронить ведьму.
Нет, я далёк от ханжеского совета: запретить или закрыть. Надо с ранних ясельных дней прививать такой иммунитет, чтобы бесовщина не приставала к детям.
Празднование Дня Крещения Руси - ещё один шаг на пути православного воспитания россиян.
Так кто же такой Владимир и почему ему выпало на долю совершить подвиг, равный апостольскому?
Здесь уместно напомнить, что Русь не обойдена была апостольским вниманием. Вынесенные в заголовок ставшие крылатыми слова преподобный Нестор-летописец приписывает Андрею Первозванному, одному из двенадцати апостолов, посетившему земли, на которых впоследствии раскинется Русское государство, пророчески предвидевшему почти за тысячелетие установление здесь благодати Божией, которой и именовали христианство. Да, да, первый митрополит из русских так и назвал свою проповедь "Слово о законе и благодати", в которой пропел гимн новой свободной благодатной религии, принесшей расцвет и независимость Руси.
И летописец, монах Киево-Печерского монастыря Нестор, и митрополит Иларион связывают это событие с именем Киевского князя Владимира Святославича. При этом первый приводит подробную повесть об испытании вер, ссылаясь на речь философа, сулившего выгоды от византийских христианских традиций; второй, Иларион, в торжественно-приподнятой, экспрессивно-эмоциональной ораторской речи даёт высокую оценку как крестителю Руси князю Владимиру, так и его сыну Ярославу, по праву снискавшему на века эпитет Мудрый.
Впрочем, мудрость, софийность, умное делание определяли сущность христианства на Руси - не потому ли и дар рассуждения всегда ценился первейшим качеством как в монахах и служителях церкви, так и в мирянах.
Софийность - это ещё женственность, вот почему Богородицу считали покровительницей Руси, в куполе Киевского Софийского собора центральное место занимает мозаичное изображение Богоматери Одигитрии - заступницы. И даже среди апокрифической (отречённой или запрещённой) литературы популярным было "Хождение Богородицы по мукам". Вот почему предтечей новой религии на Руси была княгиня Ольга, также прославленная в лике святых как равноапостольная.
Именно Ольга, воспитывавшая в раннем детстве будущего крестителя Руси, как и его мать, христианка Малуша, заронила в душе его прочную перспективу крещения, а стало быть, преодоления языческих традиций.
За неимением места отсылаю читателя к несторовой "Повести временных лет", с которой благодаря стараниям незабвенного Дмитрия Сергеевича Лихачёва можем без труда ознакомиться как в переводе, так и в оригинале.
Отмечу, что семена Христианства ложились на подготовленную благодатную почву. Благодаря стараниям солунских братьев равноапостольных святых Кирилла и Мефодия и Русь получила богослужебные книги на церковно-славянском языке, ставшем основой церковно-книжной письменности, которая расцветала пышным цветом и в Киеве, и в Новгороде, и во Владимире.
Гимн учению, книге находим в переводах с болгарского из сочинений черноризца (монаха) Храбра в отечественных летописных источниках.
Любимым чтением стали жития святых, которые звали к подвигам благочестия, защите Отечества, нравственному величию. Жития русских святых Бориса и Глеба, Александра Невского и Димитрия Донского содержали высокие патриотические идеи.
Если князья прославлены в лике святых и почитаются церковью, то церковные деятели, такие как основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, справедливо наречённый в народе как "игумен всей русской земли", как Епифаний Премудрый, привнёсший новый стиль "плетения словес" в составляемые им жития… Это есть наглядные примеры достигаемой желанной симфонии горнего и дольнего, земного и небесного, церковного и светского.
При решении креститься самому и крестить Русь князь Владимир исходил ещё из того благолепия, красоты новой религии, красоты и совершенства зодчества, иконописи, церковных песнопений. Вся культура Древней Руси вкупе с её литературой, высокой нравственностью, благочестивой жизнью и были тем благодатным итогом подвига Владимира, крестителя Руси.
Вот почему защищали Родину, не щадя живота своего, наши предки-христиане, спасая прежде всего "образы и книгы", как сказано в одной из открытых мною псковских повестей.
Русские писатели-монахи ценили ещё одно качество: нелицеприятие. Они говорили правду. Монах Иринарх Ростовский отказался от даров царя Василия Шуйского, которого он призывал к защите Москвы, сказав: "Азъ не ради даров прибыл, азъ прибыл, чтобы возвестить тебе правду".
Псковский писатель в оценке этого бездействующего в трудные дни царя пошёл дальше, обратившись с прямым призывом: "Сойди с царства и положи посох царской!".
Здесь, как мы видим, в периоды малодушия светской власти не могло быть симфонии, и патриарх Ермоген один, как адамант, столп, призывал россиян встать на защиту Отечества, направляя по городам и весям свои знаменитые грамоты. И результат не заставил долго ждать: ополчение посадского нижегородского человека Кузьмы Минина и князя Димитрия Пожарского исполнило свою благородную миссию по защите Отечества.
Не то же ли было и при Наполеоне, и при Гитлере… Вот уж поистине "Не в силе Бог, а в правде".
Понять смысл и величие подвига равноапостольного святого князя Владимира значит пристальнее вглядеться и оценить великую миссию Христианской церкви по нравственному возвышению каждого человека. Голос Христа ныне звучит как никогда призывно и оптимистично: "Толцыте, да отверзется вам".

Автор:Василий Попков