Лента новостей
Статья17 декабря 2011, 01:00

До свидания, "Пятачок"!

М.О. Корнев.
М.О. Корнев.

Горожане наверняка обратили внимание на то, что в последнее время один за другим закрываются так хорошо всем знакомые магазины "Пятачок". По этому поводу многие читатели нашей газеты соответствующие вопросы адресовали в редакцию. Чтобы получить на них исчерпывающие ответы, мы обратились к генеральному директору ЗАО "Горпищеторг" М.О. Корневу, который и согласился прокомментировать ситуацию.

- Михаил Олегович, поясните, пожалуйста, нашим читателям, какова на сегодняшний день ситуация с торговой сетью "Пятачок"?
- Мне достаточно давно было понятно, что любой региональный бизнес конечен, что провинциальные торговые сети типа "Пятачка", имеющие 15-20 магазинов, практически не имеют шансов на активное развитие. Несколько лет в России работают серьёзные игроки, такие как "Х5 Retаil Group", владеющий торговыми марками "Пятёрочка", "Карусель" и "Перекрёсток", торговые сети "Магнит", "Дикси", ряд других. После приобретения весной 2009 года тамбовских магазинов "Лига плюс" мы переформатировали их в "Пятачки" и наладили там процесс управления. Но стало очевидно, что будущего у торговой сети в существующем варианте нет. Поэтому мной, как генеральным директором компании, было принято решение о продаже бизнеса.

- В чём причина принятия вами такого решения?
- Семь-восемь лет назад два магазина "Пятачок" давали прибыль, сопоставимую с сегодняшней прибылью сети, состоящей из 18 магазинов. И эта ситуация меня, как инвестора, радовать не могла. Приведу такой пример: с каждым годом открытие очередного нового магазина обходилось всё дороже и дороже. Очень сильно дорожала недвижимость, оборудование, с большим трудом приходилось привлекать материальные ресурсы. А из-за того, что нарастала конкуренция (в регионе появились очень неплохо работающие местные сети, к примеру, "Любимые продукты", а также федеральные операторы "Магнит", "Пятёрочка"), мы начали готовиться к продаже компании, предвидя падение доходности на этом рынке. Далее. Приобретя тамбовские магазины, принадлежавшие ранее "Лиге плюс", мы пригласили специалистов из Санкт-Петербурга и стали наводить в компании порядок, заниматься её структурированием, выстраивать бизнес-процессы. И осенью 2009 года мне поступил звонок от компании "Х5 Retаil Group", оценившую торговую сеть "Пятачок" как самую современную и динамично развивающуюся в регионе.

- Читателям "Мичуринской правды" будет наверняка интересно узнать, как проходил процесс сделки по продаже торговой сети "Пятачок"?
- Процесс вхождения в сделку по продаже начался с того, что "Х5 Reteil Group" вначале предложила свой франчайзинг (перевод под бренд "Пятёрочки" с выплатой денежной компенсации), за что мы получали право поставки товара с их региональных складов. Затем поступило предложение создать с ними совместное предприятие с целью довести за три года общее количество магазинов на территории Тамбовской области до 60 с товарооборотом в пять миллиардов рублей. Потом было сделано предложение о покупке компании, и мы вступили в полугодовой процесс переговоров. Чтобы совершить сделку по продаже, пришлось привести всю документацию в идеальное состояние. В результате тендера к сделке подключилась компания "Магнит", как второй по величине федеральный оператор, обогнавший в 2010 году по капитализации (суммарной рыночной стоимости акций) "Х5 Retаil Group". Так с течением времени в результате долгих переговоров появилось предложение от ЗАО "Тандер", владеющего брендом "Магнит", по покупке компании "Пятачок" на условиях, более выгодных, чем предлагала "Х5 Retаil Group". Для совершения сделки нами была приглашена юридическая компания "Baker & McKenzie". После завершившейся процедуры аудита и произошла купля-продажа. В настоящее время проходит процесс передачи магазинов новому собственнику - компании "Тандер".

- Как вы оцениваете результаты проведённой сделки по продаже торговой сети "Пятачок"?
- Я удовлетворён сделкой. Десять лет я занимался этим бизнесом и, если честно, очень от него устал. Да, этот бизнес приносил доход, и он мог бы приносить прибыль ещё долго, но в один прекрасный момент этот вид деятельности перестал быть мне интересен.
Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить всех горожан, поскольку без их ежедневных посещений магазинов "Пятачок" этот бизнес не состоялся бы. Я очень признателен сотрудникам торговой сети "Пятачок", людям, работавшим в ней все эти годы. Это управляющая супермаркетами М. Хабарова, финансовый директор И. Егорова, директор контрольной инспекции Д. Кульнев и многие-многие другие. По возможности мы старались удовлетворить все запросы населения. Но конкурировать с такими сетями, как "Х5 Retаil Group" и "Магнит" невозможно. И выход из сложившейся ситуации на самом деле один - либо агонизировать три-пять лет, что приведёт к банкротству, либо продать бизнес на волне, что мы и сделали. Для Тамбовской области это первая сделка такого масштаба. В рамках одной сделки было продано около 20 тысяч квадратных метров недвижимости. Я уверен, что в результате активного прихода в Мичуринск "Магнита" цены на продовольственный ассортимент будут снижены и горожане от этого только выиграют.

- Продажа торговой сети "Пятачок", конечно же, не означает, что вы перестанете быть бизнесменом?
- Конечно, нет. Мы продолжаем работу. Год назад была начата реализация нового проекта ООО "Зелёная долина", о котором "Мичуринская правда" рассказывала не раз. Думаю, что к этой теме ваша газета ещё вернётся. Однако, предвосхищая тот материал, хочу отметить, что агрохолдинг "Зелёная долина" - полностью негосударственный проект, реализация которого осуществляется при интеллектуальной поддержке аграрного университета на мои личные средства, средства, полученные от сделки по продаже сети магазинов "Пятачок", а также средства инвестиционного кредита Сбербанка.

- Спасибо за содержательную беседу.

Автор:Михаил Белых