Долгая дорога домой Дмитрия Панина

25 июля 2015, 08:00 2262

Центром культурного притяжения в середине июля этого года стало село Гололобовка Мичуринского района. На днях здесь состоялось удивительное событие - возвращение почти сто тридцать лет спустя на свою малую родину художника Дмитрия Родионовича Панина.  

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (07/24/2015 - 12:27)

Центром культурного притяжения в середине июля этого года стало село Гололобовка Мичуринского района. На днях здесь состоялось удивительное событие - возвращение почти сто тридцать лет спустя на свою малую родину художника Дмитрия Родионовича Панина.

Гололобовка гостеприимная, или Крушение стереотипов

Небо то хмурилось, роняя капли-слёзы, то улыбалось пробившимися сквозь сгрудившиеся тучи лучами солнца. Кортеж из нескольких автомобилей покинул город и направился к одному из самых отдалённых сёл Мичуринского района. Взор в пути услаждали соломенно-золотистые поля, вытягивающие пока ещё зеленоватые головки подсолнухи, заманчиво поблёскивающая речка, встречающиеся по дороге небольшие селения. Минут сорок любования неброскими пейзажами родной природы - и мы подъезжаем к конечному пункту назначения.
Раньше Гололобовка для меня, городского жителя, ассоциировалась прежде всего с лыжниками. Юные спортсмены из этого населённого пункта не первый год проявляют недюжинную резвость: берут практически все призовые места на проходящих на снежной трассе ЦГЛ соревнованиях, оставляя позади многочисленных соперников, включая и мичуринцев. Слышала кое-что и об успехах легкоатлетов, художественной самодеятельности, сельском хозяйстве, о центре временного размещения для переселенцев. Но теперь Гололобовка лично для меня - это прежде всего Панин.
Скромное, сдержанно-строгое двухэтажное здание в пышной раме зеленокудрых ветвей деревьев, вывеска с традиционной надписью «Добро пожаловать» без лишних слов сообщают, что подъехали мы к школе. В самом малочисленном в области (с первого по одиннадцатый класс грызут гранит науки здесь около сорока учеников) среднем образовательном учебном заведении гостей встречают с радостными улыбками. В просторном холле, приспособленном для проведения торжеств и вечеров, спешно расставляют дополнительные стульчики. Школьники вытянулись в струнку вдоль стены, баянист в компании разряженных в кокошники и яркие сарафаны спутниц занял центральную позицию. Вот подъехали и остальные приглашённые. Забегали пальцы музыканта по клавишам и кнопкам, зазвучали радостные аккорды, затянули приветственную песнь дамы, поплыл в руках русской красавицы навстречу прибывшим хлеб с солью.
Предшествовала всей этой праздничной эпопее долгая серьёзная подготовка по воплощению в жизнь сложной, но прекрасной цели - создания в гололобовской школе музея преданного друга А.М. Герасимова художника Дмитрия Родионовича Панина. Идея увековечить память долгое время спрятанного в тени своего гуру и незаслуженно подзабытого живописца на его малой родине возникла у директора Музея-усадьбы А.М. Герасимова Т.И. Вороновой. А у Тамары Ильиничны так: если задумано - сделано! Предложение о создании школьной экспозиции в Гололобовке горячо поддержала дочь Панина - уроженка Мичуринска, а ныне москвичка Надежда Дмитриевна Асмолова. Окончательное «Музею быть!» было сказано летом прошлого года, когда учитель технологии и мировой художественной культуры из Гололобовки Ирина Васильевна Борзых нашла и предоставила Т.И. Вороновой документ девятнадцатого века, сообщающий о дате рождения Дмитрия Родионовича, а также имена его родителей и крёстных. Запись в метрической книге Предтеченской церкви с. Гололобовки Козловского уезда вдохновила и окрылила. Началась кропотливая работа по оформлению стендов с информацией о творческом пути живописца, его жизни, родне, а также по созданию факсимильных репродукций панинских полотен. Самое непосредственное и живое участие во всём этом приняла дочь художника.

С папой и без него

Для Надежды Дмитриевны воспоминания об отце всегда тёплые, нежные и… грустные. В детстве папу она видела лишь изредка. Приезда главы семейства в семье ждали с большим нетерпением. С его появлением дом наполнялся запахом табака и ощущением праздника. В памяти Н.Д. Асмоловой бережно хранятся картинки из детства. Папа сажает разомлевшую от счастья девочку на колени, достаёт большие красочно иллюстрированные книги о живописи и архитектуре, неспешно перелистывает страницы, что-то рассказывает, улыбается, гладит по головке. Так повторяется несколько дней. А потом переполненное до краёв чувство радости сменяется опустошением, тоской. Сердечко ребёнка разрывается от горя и несправедливости: дорогой и горячо любимый человек снова исчезает. В сложные минуты, когда одиночество, как червь, точит изнутри, девочка рассматривает висящие на стенах картины. На них - знакомые пейзажи родного города, тихие улочки, ясное и мудрое небо, согревающие теплотой, идущей от каждого мастерски прописанного лепестка цветка. Полюбуешься всей этой скромной и неброской красотой - и становится спокойнее на душе.
Надежда полностью соответствовала своему имени, оправдывая возложенные на неё родителями надежды. Училась в школе № 1 на «отлично», занималась спортом, участвовала в соревнованиях по волейболу. После школы девушка поступила в медицинский институт в Москве, вышла замуж за умного молодого человека (ныне он первый заместитель генерального директора концерна «Энергоатом» В.Г. Асмолов), родила сына, назвала в честь папы Димой, трудилась судмедэкспертом и всё это время думала об отце, изучала его биографию.

Служение Герасимову

Дмитрий Родионович Панин родился в мае 1886 года в селе Гололобовке Козловского уезда. Мама будущего живописца Акулина Дмитриевна служила прислугой у господ. Хозяева увлекались коллекционированием картин. Мальчика привлекали кажущиеся волшебными полотна. А рука так и тянулась к карандашу - нарисовать на клочке бумаги что-нибудь своё.
В начале двадцатого века семья Паниных переехала из Гололобовки в Козлов, где проживала сначала на улице Интернациональной, а затем на Гоголевской, 105. Художественный талант привёл Дмитрия в школу С.И. Криволуцкого. В ней он и познакомился с А.М. Герасимовым. Затем их дороги разошлись, чтобы потом соединиться вновь. По рекомендации Криволуцкого Алексей Михайлович уехал поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Панин же продолжил образование в Харьковском художественном училище. На каникулах они встречались.
Вернувшись с фронта Первой мировой войны молодой в ту пору выпускник московского училища Александр Герасимов организовывает в Козлове коммуну творчества козловских художников. Неудивительно, что Дмитрий Родионович одним из первых вошёл в неё. Коммунары писали плакаты, лозунги, транспаранты, панно, кинорекламу, устраивали художественные выставки и ездили с ними по деревням, где зарождались сельские клубы.
В течение нескольких лет Панин и Герасимов трудились декораторами в Козловском театре. Затем Александр Михайлович уезжает в Москву, Панин же преподаёт рисование в нескольких школах и творит сам. Однако денег не хватает, жить приходится впроголодь. А ведь у художника есть уже жена и дети. В 1934 году Герасимов уговаривает своего соратника переехать к нему в Москву. Времена были тяжёлые, суровые. Дмитрий Родионович соглашается, оставив в Мичуринске супругу Прасковью Фёдоровну с дочками Ираидой и Надей, и отправляется в столицу. Он поселяется за ширмой в мастерской уже снискавшего знаменитость в СССР художника, получает небольшое жалование, служит ему верой и правдой, выполняя все поручения. Семью талантливый художник навещает редко, урывками. Биограф Герасимова И.Я. Великанов в своих воспоминаниях о Панине написал: «О живописи Дмитрий Родионович судил не хуже любого искусствоведа. Мазок Герасимова он изучил настолько, что мог его повторить почти как автор».

Местные должны знать своих героев

«Точь-в-точь! - подтверждает слова, некогда высказанные биографом Герасимова, прибывшая в Гололобовку Т.И. Воронова. - У нас в музее есть несколько панинских повторов картин Александра Михайловича, написанных один в один. Удивительно, настолько сильно Дмитрий Родионович проникся творчеством своего друга и изучил его почерк». Обращаясь к собравшимся, Тамара Ильинична заявила: «Я надеюсь, что этот музей будет филиалом Музея-усадьбы А.М. Герасимова, и мы будем ему и дальше всячески помогать. Местные жители должны знать своих героев».
Не сдерживая волнения, выступала приехавшая из Москвы вместе с другом семьи Галиной Ивановной Колтышевой дочь Панина Надежда Дмитриевна Асмолова. Искренне звучали слова пожеланий из уст С.В. Щукина - главы администрации Мичуринского района, А.К. Сухова - председателя районного Совета народных депутатов Мичуринского района, Г.Н. Шемонаевой - начальника отдела образования администрации Мичуринского района, Н.В. Поповой - начальника культуры, молодёжной политики и спорта администрации Мичуринского района.
Фамилия Панины в Гололобовке встречается очень часто. Было выяснено, что все жители с этой фамилией находятся друг с другом в определённом родстве. Не исключено, что они из одного рода с художником. А потому вполне символично, что первую экскурсию по школьной экспозиции музея директор учебного заведения Елена Александровна Мурай доверила провести одиннадцатикласснице Светлане Паниной. Интересному рассказу предшествовал замечательный концерт, затем перерезали красную ленточку. Право совершить символический акт, тем самым дав жизнь новому музею, предоставили дочери живописца Надежде Дмитриевне Паниной и главе Мичуринского района Сергею Васильевичу Щукину (на фото).
Пришла пора покинуть Гололобовку с её гостеприимными и хлебосольными жителями. Педагоги на прощание пригласили всех навестить их снова, теперь через год. В 2016-м здесь будут отмечаться две важные даты: юбилей школы и 130-летие со дня рождения Д.Р. Панина. Рассаживаемся по своим местам в автомобиле. Тамара Ильинична по пути делится своими новыми планами: создание ещё одного музея - теперь уже художника В.И. Хабарову на его малой родине - в селе Заворонежском. Думается, с её энтузиазмом и при поддержке властей Мичуринского района идея эта непременно осуществится!