Другая жизнь

05 мая 2010, 23:00 5011
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru (СР, 05/05/2010 - 15:29)

Из-за острова на стрежень...

Путешествие - жизнь без бантиков,

Жизнь, пропитанная потом.

Иностранное слово романтика

Здесь по-русски звучит работа.

Из туристического фольклора.

В конце прошлого года "Мичуринская правда" рассказала о строительстве группой энтузиастов парусно-гребного судна - струга - исторической копии кораблей, сходивших некогда со стапелей Тарбеевской верфи. Предполагалось, что весной по полой воде команда горожан совершит водный переход до Воронежа, ознаменовав тем самым очередной этап экспедиции, призванной повторить маршрут служилых казаков до Азова.  Так было решено отметить 350-летие строительства под селом Тарбеево (ныне Старотарбеево Мичуринского района) первой казённой судостроительной верфи. И вот в середине апреля был дан старт водному историко-краеведческому переходу. В состав команды струга вошли сотрудники Мичуринского завода "Прогресс" во главе с генеральным директором  В.А. Дмитриевым и автор этих строк.

Из досье “МП”

Длина струга 9 м 60 см,  ширина 2 м 30 см, водоизмещение 3 тонны, площадь паруса 15 кв. м.

В движение судно приводится при помощи шести вёсел, длина весла 3 м 50 см.

Маневрирование осуществляется при помощи двух рулевых вёсел, установленных на носу и корме. Бортовой номер 1806 ТБ.

Вниз по великой реке

...С самого утра, подтверждая прогнозы синоптиков, зарядил мелкий дождь. Команда, погрузив в струг мешки с палатками, личными вещами и коробки с провиантом, отшвартовалась от пляжа оздоровительного лагеря аграрного университета “Родник”. Поймав попутный ветер и развернув парус, струг под восторженные крики провожающих берёт курс на  Тарбеевский мост, вблизи которого уже собрались горожане, дабы полюбоваться редким для нашего времени зрелищем. На полном ходу мы проходим под мостом, за которым нас ждёт первая остановка. Здесь у памятного знака, посвящённого строительству под селом Тарбеево первой государственной судостроительной верфи, запланировано торжественное построение, небольшой молебен и освящение судна.

"...Ниспосли благословение Твое на судно сие и ангела Твоего пристави к нему, да шествующие в нём им храними и наставляеми, в мире и благополучии путь свой совершивше, Тебе славу и благодарение воссылают, хвалящее Отца и Сына, и Святаго Духа", - распевно читает по требнику священник Димитрий Быков.

Более трёх веков слова этой молитвы не разносились над берегами Воронежа. А ведь когда-то здесь стучали топоры, визжали пилы и священнослужители один за другим окропляли святой водой сходившие со стапелей струги и дощатники.

Согласно летописным источникам в 1659 году  в 12 верстах ниже Козлова на реке Воронеж в районе села Тарбеево была заложена верфь для строительства парусно-гребных судов, пригодных для морского хода. Согласно  указу царя Алексея Михайловича Романова к навигации 1660 года надлежало  построить пятьсот стругов, необходимых для нанесения удара по крымско-татарскому ханству. Три с половиной века назад здесь строились морские струги длиной 18-20 метров, оснащённые шестнадцатью гребными вёслами, одним рулевым веслом на корме, прямоугольным парусом и пятипудовым якорем. Руководил строительством московский дворянин Иван Романчуков.

* * *

...За бортом проплывают знакомые с детства места: бывшая турбаза завода "Прогресс",  пионерский лагерь "Спутник", село Гаритово (здесь река разбивается на три протока), ниже по течению - слияние рек Иловай и Воронежа, оздоровительный лагерь бывшего завода поршневых колец "Юный ленинец"... Вот и первая водная преграда - полузатопленный мост через реку Воронеж близ села Казинка.

Кстати, решение сплавляться по полой воде было принято не случайно. После прошедшего половодья уровень воды в реке ещё достаточно высок, что, конечно  же, облегчает переход через многочисленные мосты, плотины и дамбы. Именно при переправах через искусственные преграды нами используется древняя технология перекладных катков, нарезанных из кругляка. Это значительно облегчает работу и позволяет экономить силы.

С точки зрения  нашей экспедиции, и это место  весьма примечательное. Известно, что здесь в 1695-96 годах  посадскими людьми было спущено на воду 116 стругов и дощатников.

Первая ночёвка - на живописном берегу  близ впадения в Воронеж небольшой речки Чернавы, названной так по располагавшимся некогда на её берегах торфоразработкам, отчего вода притока имеет тёмный оттенок. Лагерь, разбитый на крутом берегу, нехитрый туристский ужин... За первый день перехода нами пройдено всего 27 километров. Это значительно меньше запланированного. Сказываются отсутствие опыта,  столь необходимого при синхронной гребле, слаженности действий. И экипаж, и струг как бы привыкают друг к другу. По-иному быть просто и не может. Только став единым целым, мы преодолеем любые преграды.

* * *

...По мере продвижения на север знакомые места сменяются новыми видами. Позади Тамбовская область. Неподалёку от населённого пункта Кривец, названного так по кривизне реки, нас ожидает самый сложный для переноса струга автомобильный мост, ведущий в село Преображеновка. И вновь выручают катки. С их помощью мы преодолеваем искусственное препятствие и, пройдя село, выбираем место для своей очередной ночёвки. Сегодня у одного из членов нашей дружной команды день рождения, и мы приготовили ему много добрых поздравлений и искренних пожеланий. 

На следующий день экспедиции нас ожидает ряд небольших населённых пунктов  и правый приток Воронежа река Становая Ряса - высшая северная точка  маршрута, от которой мы круто повернём на юг. Кроме того, у нас есть повод для оптимизма: за второй день водного перехода мы преодолели  почти 43 километра. Как показали расчёты, средняя скорость  продвижения вперёд составила пять километров в час.

Искушённый читатель, конечно же, попытается усомниться в достоверности приводимых цифр. И совершенно  напрасно. За точность маршрута, среднюю скорость и общий километраж у нас отвечает система определения координат - GPS-навигатор, который поддерживает двустороннюю связь с 24 спутниками, "висящими" над Землёй на геостационарной орбите. Кроме того, этот чудо-прибор может определить координаты  струга, вычислить скорость в  морских узлах, определить расстояние в километрах и милях, многое-многое другое. И в какие бы дебри ни заводил нас  Воронеж, как бы ни прятал русло среди многочисленных протоков, рукавов и стариц, наш верный помощник всегда уверенно выводил нас на большую воду.

Тем же, кто лишён возможности пользоваться таким прибором, можно дать простой совет, как сориентироваться на местности во время водного перехода при полой воде. По нашему наблюдению, главное русло реки показывают прибившиеся к берегам пустые пластиковые бутылки. Зрелище не из приятных, однако фарватер  обозначается чётко.

Живая природа

...Несколько лет назад, при возвращении из очередной командировки, мне довелось проезжать на автомобиле через районный центр Доброе. Помнится, была середина весны - пора большого разлива. Тогда, минуя Добровский мост, я поразился  увиденному. Практически от горизонта до горизонта простиралась водная гладь, кое-где изрезанная торчащими из воды островками камыша и лесистых проплешин. Кто бы мог подумать, что спустя время мне доведётся пройти по воде через этот край бобрового и утиного царства.

О жителях прибрежной кромки то здесь, то там напоминают поваленные в сторону воды деревья, смотрящие в  лес заострёнными, словно заточенными гигантской точилкой, краями. Обычно над толстым стволом по очереди "работают" двое или больше животных. Как правило, бобры подгрызают деревья, растущие на пограничном участке воды и суши. За счёт перепада высоты дерево обязательно падает в воду. Присутствие бобров благотворно отражается на жизни многих обитателей леса, особенно водоплавающих птиц. Кроме того, в результате их деятельности повышается продуктивность водоёмов, очищается вода, больше становится рыбы. Вред, наносимый бобрами лесному хозяйству, обычно невелик, поскольку они валят почти исключительно  деревья малоценных пород, чаще всего осину. А теперь о птицах. Здесь их великое множество. За время нашего путешествия довелось видеть стаи речных уток, диких гусей, журавлей. В небе над нами то и дело парили беркуты, ястребы, кружили чайки, встревоженные всплеском вёсел срывались с насиженных мест селезни...  И ни единого выстрела.

Живая история

Под районным центром Доброе река изобилует широкими плёсами, плавнями, обрамлёнными пересохшим камышом, мелким кустарником, торчащими из воды корягами, деревьями, оказавшимися в зоне разлива, омутами. Вот где проявляется искусство  попеременной гребли и маневрирования. Здесь особенно важна слаженность действий, чёткость отдаваемых команд, искусность рулевого  - иначе можно запросто налететь на топляк, сесть на мель и даже перевернуться.

Однако всё когда-нибудь завершается. Вот и казавшийся бесконечным водный фристайл увенчан выходом на простор. Впереди райцентр Доброе - место строительства первой петровской флотилии.  Здравствуй, колыбель петровского флота! Привет тебе от старинного Козлова-Мичуринска и от Тарбеевской судоверфи, заложенной тишайшим Алексеем Михайловичем.

Во второй половине XVII века здесь также получило крупный размах военное и гражданское судостроение. Для Азовского похода Петра I в 1695-96 годах добровцами и жителями окрестных сёл было построено 360 стругов. Помимо самих судов, тут изготовлялись и различные корабельные снасти, в том числе якоря. О событиях тех далёких лет сегодня напоминает памятный знак, установленный на центральной набережной населённого пункта.

* * *

За третий день пути мы прошли 52 километра. Примерно такое расстояние нам удавалось преодолевать ежедневно. Позади новые водные преграды - подтопленные полой водой мосты и перекаты, а также сёла Каликино, Большой Хомутец, Богородицкое, Панино. Впереди по ходу движения нас ждут Ильино, Жёлтые Пески, Воскресеновка, Ситовка, Ссёлки, а уж за ними - столица соседней области - город Липецк. Будто осознав всю значимость нашего перехода, в небесной канцелярии  принимается решение о перемене погоды. Однако солнце на реке - штука коварная. От постоянного речного бриза и двойного солнечного отражения у многих из нас обгорели лица и открытые части кистей рук. Приходится пользоваться специальным кремом и солнцезащитными очками, а чтобы сохранять силы - заменять товарища через каждые 45 минут.

Предместья Липецка - места весьма живописные. Справа нас сопровождает высокий берег, противоположный берег, как и положено, антипод собрата - полог и лесист.  После впадения Матыры река становится заметно полноводнее. А уж за Липецким мостом, главной автомобильной артерией, связывающей Тамбов и Мичуринск с соседним областным центром, - Воронеж, подпитанный  водами  левого притока, демонстрирует норов во всей красе. Это уже не тихая речушка, лениво катящая свои воды среди лесов и полей. Это великая русская река, сравнимая с Доном, играющая мускулами волн, порывами ветра, пенными бурунами. Грести приходится с неимоверным напряжением, с оттяжкой, споря с ветром, который запросто не только останавливает течение, но и пытается повернуть его вспять. Вот где бы так пригодился залежавшийся парус... Однако встречный ветер лишает нас последней надежды, и лишь надрывные команды рулевого "И-рраз, и-рраз, и-рраз!" помогают синхронизировать  действия и уверенно вести струг к главному городскому пляжу, где нас уже дожидаются  друзья из Мичуринска и Ельца. Они специально прибыли в Липецк, чтобы поприветствовать обветренных и обгоревших на речных просторах первопроходцев, впервые повторяющих за последние 300 лет водный путь из Тарбеево до Азова.

* * *

Липецкое водохранилище. Нам, сухопутным жителям Центрального Черноземья, не избалованным водными просторами, оно представляется своеобразным морем. Простирающееся вдоль областного центра на десять километров  и оканчивающееся плотиной, которую практически не видно с воды. Во время нашего перехода перепад верхнего и нижнего уровней составлял тут около полуметра. Летом же разница в уровне гораздо выше. Вот где в очередной раз подтвердилась правильность принятого решения сплавляться по полой воде.

За посёлком Ленино вновь начинаются живописные берега. Одно из достопримечательных мест нашего маршрута - село Боринское, стоящее в стороне от реки, основанное в 1693 году на  базе вододействующего* железного завода. По преданию, строителем этого предприятия был сподвижник Петра I дьяк Кузьма Борин, фамилия которого и легла впоследствии в основу названия населённого пункта. С 1699 года согласно петровскому указу завод перешёл на производство разнокалиберных пушек для Азовской флотилии.

Неподалёку, на правом берегу Воронежа, раскинулось село Троицкое, основанное в 1630 году. Согласно сохранившейся переписной книге 1646 года оно упоминалось как слобода при селе Романово Городище. Позже здесь был возведён Троицкий храм, давший затем населённому пункту такое название. И эти места хранят память о морской славе России. Именно здесь с середины XVII века также изготавливались струги и дощатники для донских отпусков - казачьих посылок,   заключавшихся в отправке денег, сукна, пороха, свинца, вина и хлеба для раздачи за службу донским казакам, выполнявшим обязанности  по охране государственных границ. Только по весне 1673 года  со стапелей Романова Городища было спущено 30 небольших судов. Вот она, заповедная история государства российского. В каких школьных учебниках можно прочитать об этом сегодня? Как сохранить память о  наших предшественниках? Как воссоздать летопись народного подвига, чтобы  дети и внуки знали свои истоки, сохраняли историю,  гордились ею?

* * *

Недалеко от села Троицкое нам впервые удаётся встать под парус. Непередаваемое ощущение. Поймав попутный ветер, словно набрав в лёгкие воздуха, огромное полотнище придаёт судну ощутимое ускорение. Начинает крениться и потрескивать мачта, от бокового ветра струг слегка заваливается на правый борт... Проскочив очередной автомобильный мост и потеряв из виду главное русло, мы со всего хода вспарываем мелководье. Чиркнув килем по дну, судно, качнув бортами, замирает. Мы на мели. Смачные комментарии, смех, переходящий в хохот, обещания вздёрнуть рулевого на рее... Что ж, умение сохранять  оптимизм и присутствие духа - главное качество в любом походе, а уж в водном тем более. Сход с мели нами давно отработан. Часть команды, вынув из уключин вёсла, отталкивается ими от дна, те же, кто в сапогах, раскачав струг, выводят его на большую воду.

Наш поход продолжается. Впереди Рамонь - знаменитая петровская верфь, где в 1711 году под руководством капитан-лейтенанта Витуса Беринга был построен 14-пушечный бриг "Теймолар". На нём легендарный датчанин спускался по Воронежу в Дон и выходил в Азовское море. А уж от Рамони рукой подать до Воронежа - главной цели нашего путешествия. Здесь на воронежских верфях впервые в истории был создан регулярный российский военный флот. Только в период с 1696 по 1711 год со стапелей Воронежского адмиралтейства сошло  около 215 кораблей, благодаря чему России удалось завоевать крепость Азов, а впоследствии заключить мирный договор с Турцией для начала войны со Швецией. Любопытная деталь: после завоевания Азова была образована Азовская губерния, к которой, кстати, сразу же и были приписаны не только наш старинный Козлов, но и Лебедянь, Борисоглебск, Тамбов, Усмань и Шацк.

Зачем вам это надо?

Признаться, и до и после похода мне не раз доводилось слышать этот вопрос. Многим  до сих пор непонятно, какие жизненные обстоятельства могут сорвать человека с насиженного места и бросить в объятия неизведанного: тяга к приключениям, жажда новых ощущений, авантюризм?

Как уже было сказано выше, в этом году мы отмечаем 350-летие строительства под селом Тарбеево первой государственной судостроительной верфи. Именно по соседству с нами была основана колыбель русского военно-морского флота. Флота, заложившего основы побед русского оружия, обеспечившего защиту государственных интересов, свободы и независимости страны. Помните знаменитую фразу императора Александра III: "У России всего два союзника - её армия и флот".

К сожалению, отсутствие к столь славной дате государственного внимания заставляет нас  делать всё, чтобы героический подвиг наших предшественников сохранился в памяти будущих поколений. Обратите внимание: все ключевые точки нашего маршрута так или иначе совпадали с местами строительства Азовской флотилии русскими самодержцами Алексеем Михайловичем  Романовым и его сыном Петром Великим: Тарбеево, Казинка, Доброе, Сокольск, Липецк, Троицкое, Ступино, Рамонь, Воронеж... Более 300 лет по этому пути не предпринималось подобных походов. И мы (как же хочется в это верить!) первые в новой истории России, прошедшие маршрутом царских стольников, первых русских моряков - служилых лихих казаков, но не последние. Вслед за нами этим летом из Воронежа на Азов пойдут новые экспедиции. Здорово, что среди членов экипажей будут и школьники, и студенты. Им-то мы и передадим обретённый нами опыт первого водного перехода. Одно дело - изучать прошлое родного края по книгам  в тиши учебной аудитории, другое дело - быть свидетелем развития истории, прикасаться к живым памятникам материальной и духовной культуры. Такие жизненные уроки не забываются.

Необходимо помнить и то, что предпринятая нами попытка - лишь приблизительная реконструкция тех далёких событий. У наших предшественников не было современных приборов навигации и  связи, они были ограничены в провианте, да и экипировка тех лет не позволяла им чувствовать себя в дальнем походе комфортно. Тем более ещё ярче представляется нам беспримерный подвиг первых покорителей бескрайних водных просторов. Понимание это приходит через пот, мозоли, усталость...

На протяжении всего пути нам встречались люди, с удовольствием помогавшие в переносе струга через различные преграды. Проезжавшие мимо автомобили приветствовали нас гудками, играющие на берегах дети с удовольствием махали нам руками, провожая долгим заинтересованным взглядом впервые увиденный ими чудо-корабль... Выходит, большинству из них небезразличен наш историко-краеведческий переход. Так, в селе Карачун, что в Воронежской области, мы познакомились с местным жителем, назвавшимся Владимиром Ивановичем. Более тёплый приём трудно себе представить. Казалось бы, зачем  постороннему человеку подробно расспрашивать о целях экспедиции, истории создания струга, прошлом Тарбеевской верфи? Значит, предпринятая нами попытка способна стать катализатором многих душевных устремлений, послужить примером для развития просветительской деятельности. Увы, этого не скажешь после посещения попадавшихся на пути многочисленных вымерших населённых пунктов, где от безработицы и безысходности население постепенно спивается. И это, возможно, потомки тех лихих казаков, регулярно проходивших в этих местах в XVII-XVIII веках.

Наш переход не был спонтанным. Подготовка к нему проводилась на протяжении последних трёх лет. А началось всё с идеи, поданной начальником комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Тамбовской области М.В. Белоусовым. Её поддержал и развил генеральный директор завода "Прогресс" В.А. Дмитриев. Уже затем были поиски старинных чертежей, размещение заказа на строительство струга в Карелии, участие в двух речных регатах самодельных лодок, знакомство с членами Елецкого военно-исторического клуба "Копьё", также мечтающими осуществить водный переход до Азова, лыжный переход от Мичуринска до Липецка, призванный изучить русло Воронежа для составления карты возможных водных преград...

По мнению всех участников экспедиции,  только так и нужно по-настоящему постигать историю родного края. Лишь впитав в себя всю её самобытность, ощутив свою сопричастность к событиям давно минувших лет,  можно осознать себя частью великой страны, имя которой - Россия. Слава России!