Кем быть

29 мая 2013, 23:00 1747
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (05/29/2013 - 14:11)

Экскурсия по колледжу.

Научно-практический семинар на тему «Совершенствование комплекса мер, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся образовательных учреждений в соответствии с требованиями регионального рынка труда» с участием представителей областного управления образования и науки, института повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО), центра занятости населения города Мичуринска, школ и колледжей Тамбовщины состоялся в Мичуринском железнодорожном колледже.

Конечно, попав в старейшее учебное заведение области, перешагнувшее 140-летний рубеж, собравшиеся прежде всего воспользовались возможностью пройти с экскурсией по учебному корпусу, кабинетам, оснащённым современным оборудованием, познакомиться с историей учреждения, инновационной моделью управления, а уже после этого перешли к обсуждению основных вопросов.
Завершился учебный год. Часть выпускников, как показывает анкетирование, пока не определилась с выбором профессии. Кто должен помочь молодым людям найти призвание; так ли необходимо подавляющему числу школьников делать ставку на высшее образование; как, пройдя профессиональное обучение, стать востребованным специалистом в условиях рыночной экономики - вот лишь небольшой перечень вопросов, поднятых выступающими.

«К сожалению, в деле профориентации школьников накопилось множество проблем, - констатировали участники семинара. - Во-первых, до сих пор не существует статуса специалиста, занимающего этим направлением работы. Во-вторых, в бюджете на такую статью расходов если и заложены деньги, то очень небольшие. В-третьих, профориентация должна пронизывать собой всё содержание образования в школе, а не ограничиваться классными часами и уроками по курсу «Технология». И, наконец, необходимо перейти от словесно-просветительского характера аргументации к практической деятельности».
«Соцопросы указывают на то, что дети выбирают профессию по подсказке родителей, а те, в свою очередь, зачастую руководствуются престижностью той или иной специальности, - заметила инспектор центра занятости Л.Г. Гололобова. - Но молодые юристы, бухгалтеры, экономисты на нашем рынке труда, увы, не востребованы. А кого с удовольствием примут на работу, так это выпускников, получивших рабочие профессии. Может быть, этот вариант большинству соискателей покажется приземлённым, но реалии таковы. Если кому-то надоест ждать журавля в небе, то милости просим в наш центр занятости: здесь всем желающим помогут освоить дополнительную специальность».
Успешным опытом по формированию ориентиров у подростков поделилась, в частности, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Стаевской средней школы Мичуринского района М.А. Данилова. Здесь начали с локального эксперимента в рамках учебного предмета «Химия», нацелив школьников на близкое им, жителям села, агропромышленное направление, затем задействовали ребят в ряде научно-практических проектов, организованных совместно с МичГАУ. В результате трудоустройство выпускников школы в сфере АПК увеличилось до небывалых размеров.
Одно из актуальных для Мичуринска направлений деятельности - железнодорожное. Кочетовская школа №38, где учатся преимущественно дети работников РЖД, как выяснилось, довольно успешно готовит родителям достойную смену. О влиянии школы на мотивацию выбора профессии рассказал заместитель директора школы по учебной работе И.Н. Шелковников. Закономерный итог многогранной работы педагогов - 70% выпускников обучается в железнодорожном колледже и трудится впоследствии на железной дороге.
О передовых разработках говорили и хозяева встречи. На базе кабинета профессиональной ориентации железнодорожного колледжа создан банк профессий в виде электронной базы данных о специальностях, реализуемых в колледже, возможностях построения непрерывной образовательной траектории. Кроме того, каждая профессия, специальность имеют подробную профессиограмму. Вскоре планируется подготовить видеоролики о востребованных на рынке труда железнодорожных профессиях. Учебное заведение не бросает своих выпускников на произвол судьбы, следит за их успехами, продвижением по службе на протяжении нескольких лет. Студенты общаются с выпускниками прошлых лет, представителями рабочих династий железнодорожников. В настоящее время колледж сотрудничает со школами города, организуя профильное параллельное обучение по модели «Колледж-класс», являющейся составной частью программы непрерывного профессионального образования. Всё это, по словам заместителя директора по научно-методической работе Е.В. Снопковской, поднимает престиж начального и среднего профессионального образования, наполняет его новым содержанием. Здесь искренне надеются, что осенью ряды студентов пополнятся большим числом первокурсников, выбравших обучение по направлениям «Помощник машиниста локомотива», «Слесарь по ремонту подвижного состава», «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте», «Техническая эксплуатация подвижного состава», «Сервис на транспорте», «Защита в чрезвычайных ситуациях» по очной и заочной формам обучения.
Встреча в железнодорожном колледже прошла насыщенно и интересно. О её результатах можно будет судить уже в следующем учебном году.