Лента новостей
Статья18 марта 2015, 08:00

Когда папа воевал в Заполярье

На днях отдел писем редакции газеты «Мичуринская правда» посетила жительница микрорайона Донское Людмила Ильинична Дегтярёва.

Когда папа воевал  в Заполярье

Пенсионерка в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне захотела рассказать корреспондентам о своём отце-фронтовике Илье Ивановиче Попове. Дочь офицера также поделилась воспоминаниями о тяжёлом военном детстве.

Людмила росла третьим ребёнком в семье. В 1941-м ей было всего полтора года, поэтому реалии тех давних лет практически не сохранились в её памяти. Когда, повзрослев, она пыталась восстановить картинки прошлого, перед глазами всплывал один и тот же эпизод. Событие происходило в Мурманске - в городе, с которым связаны первые годы её жизни. Вокзал, эвакуация, суета, шум, крики. Она с мамой, старшими сестрёнкой и братом заходит в вагон. А на перроне остаётся стоять отец. «Папа! Папа!» - надрывно плачет девочка. Поезд медленно трогается, увозя её от дорогого человека. Вновь увидеть отца Людочка сможет лишь через восемь лет. «Ты всю войну была моим ангелом-хранителем. В ушах постоянно звучал твой голосок. Даже когда спал, я слышал сквозь шум поездов этот крик. И верил, мы обязательно будем вместе», - сказал Илья Попов повзрослевшей дочери. Возможно, эта незримая, но прочная нить, связывающая двух родных людей, помогла офицеру, военному фельдшеру выжить в кровавой беспощадной войне. Именно так мужчина объяснял себе череду своих чудесных спасений. Во время одного из обстрелов осколок угодил в орден Красной Звезды, приколотый к гимнастёрке. Луч от награды откололся, а её обладатель остался цел и невредим. В другой раз смерть чуть не настигла его в блиндаже. Фельдшер вышел из сырого мрачного укрытия на свежий воздух, отошёл от него метров на сто, и в этот момент неожиданно началась бомбардировка. Нарушившая хрупкое спокойствие бомба угодила прямо в блиндаж. Все, кто в нём находился, погибли…

Отец Людмилы к началу Великой Отечественной служил в Мурманске. 22 июня 1941 года фашисты начали бомбить имеющий важное стратегическое значение порт северо-западного города России. Илья Попов попал на фронт в первые дни войны. Оборонял полуостров Рыбачий, расположенный в самой северной части европейской России. Для страны было важно отстоять Рыбачий, так как через него лежал прямой путь к Мурманску. Бойцам приходилось держать оборону в суровых климатических условиях. Фронтовик потом рассказывал своим детям, что выносить раненых на плащ-палатках не получалось. На заводе по ремонту подводных лодок специально на заказ изготовили брезентовые «лодки», в которых и вытаскивали по снежной глади солдат с поля боя. Самыми страшными противниками оказались финки: крупные, рыжеволосые, с горящими злобой взглядами, они, как фурии, летели с оружием на противника. Русским же солдатом было сложно переломить своё сознание. Ведь приходилось выполнять непостижимое: сражаться с женщинами!

Особенно тяжёлые моменты советские воины пережили, когда Рыбачий попал в блокаду. На целых шесть месяцев он был отрезан от Большой земли. Выжить защитникам Отечества помогли вылавливаемые ими с затонувших кораблей мешки с мукой. Из муки готовили болтушку и лепёшки. Другой еды не было. На полуострове началась цинга. Ослабших людей отпаивали отваром из хвои полярных сосен. Несмотря ни на что, Рыбачий выстоял, его не сдали. Заполярье держало оборону до марта 1944 года.

Позже войска, где служил фельдшером Илья Попов, перебросили на Дальний Восток: на войну с Японией. С семьёй мужчина воссоединился во Владикавказе лишь спустя четыре года после Победы. Жена и дети получили вызов и приехали жить в южный город, где проходил службу отец. На мундире офицера поблёскивали награды: ордена Красной Звезды, Отечественной войны, Красного Знамени и медали «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Японией».

Людмиле Ильиничне памятна и дорога та встреча через бесконечно длинные восемь лет. Взрослые и дети рассказывали друг другу о том, что пережили за долгие годы разлуки. Тогда-то глава семейства и узнал, что несколько раз его дети, в особенности младшая доченька, находились на грани жизни и смерти. Первая опасность подстерегала домочадцев во время эвакуации. Жена в назначенный день наотрез отказывалась уезжать из Мурманска, ссылаясь на страх неизвестности и то, что не справится одна с тремя ребятишками. Спустя сутки женщину всё-таки сумели убедить в необходимости отъезда. В дороге Поповы узнали, что поезд, на котором планировали, а затем передумали ехать, попал под бомбёжку. Груды вещей, части изуродованных вагонов, лежащие вдоль железной дороги, молчаливо свидетельствовали о случившемся. Восемнадцать суток ехала мать с тремя ребятишками в неизвестном ей направлении. Еда закончилась, даже вода стала труднодоступной роскошью. Старший тринадцатилетний сын едва держался на ногах, а дочки так ослабли от голода и болезни, что не поднимались со своих полок. Женщина приняла решение сойти с поезда и добираться в Тамбовскую область к родственникам. Уже на новом месте Людочке стало совсем плохо. Она тяжело болела скарлатиной. Более десяти суток малышка провела без сознания. Кто-то из военных, узнав о бедах прибывшей из далёкого города семьи офицера, проявил сочувствие. Больной девочке принесли кружку мёда. Мать открывала лежащей на кровати девочке ротик и клала в него по чайной ложке целебного продукта. Положение крохи казалось безнадёжным. И всё-таки она выжила. Когда Людмила училась во втором классе, её настигло новое несчастье. Ребёнок заразился тифом. Врачи в больнице не давали маленькой пациентке никаких шансов. Они положили девчушку в отдельную неотапливаемую палату и ждали, когда та умрёт. Какая-то женщина отыскала в деревне Берёзовке Мучкапского района, где проживали Поповы, маму Людочки и рассказала ей о том, что происходит с её дочкой. По бездорожью десять километров шла мать до районной больницы. Благодаря её настойчивости ребёнка перевели в другую палату и начали лечить.

Много испытаний легло на плечи детей и взрослых семьи Поповых. Пока отец воевал на фронте, его место в доме занял старший сын. В 14 лет подросток начал работать. А в 16 его наградили медалью «За трудовую доблесть». Уже в этом возрасте окружающие стали уважительно называть юношу по имени-отчеству.

Служба для Ильи Ивановича закончилась в 1955 году. Именно тогда на семейном совете домочадцы приняли решение переехать в Мичуринск - поближе к сёстрам главы семейства. Здесь, в микрорайоне Донское, на улице Докучаева семьям отставников давали земельные участки. На одном из них Поповы построили свой дом. И началась для них новая, мирная, жизнь в нашем городе.

Автор:Юлия Голышкина