Когда сбываются мечты

19 марта 2014, 23:00 2386
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (03/19/2014 - 14:06)

Антон Сапронов и М.Ю. Наумова.

Школа. Длинные светлые коридоры пустынны и безмолвны. И вдруг бархатную тишину разрывает пронзительный возвещающий 10-минутную свободу звонок. Из всех дверей стремглав выбегают, вылетают и выскакивают ученики. Топот, торопливые приветствия на бегу, эмоциональные возгласы сливаются в бурный поток, способный сбить не только с мысли, но и с ног. Как хорошо, что я здесь не работаю, подумает тот, кто далёк от образовательного процесса. Какое счастье, что школа – это моё призвание, благодарно улыбнётся влюблённый в своё дело учитель.

Марина Юрьевна Наумова ещё с детского сада знала, что станет учителем. Сомнения были лишь в том, какую сферу для своей педагогической деятельности избрать – общеобразовательную или музыкальную. Прилежная ученица регулярно радовала своих наставников хорошо усвоенными знаниями по русскому языку и литературе, победами в городских и областных олимпиадах. Хорошие вокальные данные и диплом об окончании музыкальной школы по классу фортепиано вполне позволяли попробовать свои силы на вступительных экзаменах в музыкальных училищах. Но уезжать в чужой незнакомый город выпускница школы №18 не решилась, да и родители отговаривали, напоминая дочери, что в Мичуринске есть своя превосходная кузница учительских кадров.
Так Марина стала студенткой филологического факультета Мичуринского педагогического института. С первых же курсов она хорошо усвоила, что для работы в школе нужно не только обладать глубокими познаниями в избранной специальности, но и уметь донести их до юных умов. Потому особенно внимательно Марина относилась к изучению основ методики преподавания русского языка.
Пожалуй, с большим трепетом, чем сессии, студенты ожидают педагогической практики. Для Марины практические занятия в школе стали своего рода проверкой правильности выбранного пути. В школе №18 будущий педагог провела свои первые уроки и поняла, что учительство – её призвание. До получения диплома о высшем образовании оставался год, но Марина уже подыскивала себе работу. Свободная вакансия нашлась в школе №1. 30 августа 2004 года пятикурсница встретилась с директором В.А. Кременецкой, написала заявление с просьбой принять её на должность классного воспитателя, а через день она уже стояла на торжественной линейке, посвящённой Дню знаний, вместе с первым своим классом.
Доверенный Марине Юрьевне 8-г очень к ней привязался. Разница в возрасте между учениками и классным руководителем была всего 6-7 лет, но она не помешала М.Ю. Наумовой завоевать авторитет и в то же время помогла стать близким другом своих подопечных.
После выпуска своих первых учеников Марина Юрьевна получила в ведение 5-а класс (сейчас это уже 10-б). М.Ю. Наумова признаётся, что вести русский язык, особенно в старших классах, для неё большое удовольствие. Если младшие школьники относятся к учителю, как к маме, то десятиклассники видят в нём, скорее, старшего товарища, с которым можно вместе размышлять, анализировать, может быть, даже поспорить.
Гордость любого учителя – его ученики. Один из подопечных Марины Юрьевны, Антон Сапронов, уже становился неоднократным победителем городских и областных олимпиад по литературе и православию. В прошлом году мичуринский умник стал обладателем губернаторского гранта и президентской премии по поддержке талантливой молодёжи. Маша Левина под руководством своего наставника также становилась призёром интеллектуальных состязаний школьников по русскому языку и литературе. Оба подающих большие надежды ученика Марины Юрьевны несколько лет подряд принимали участие в ежегодной научно-практической конференции «Путь в науку».
Кроме русского языка и литературы, М.Ю. Наумова преподавала младшим школьникам основы православной культуры. Эта тематика особенно близка Марине Юрьевне не только как учителю, но и как прихожанке Боголюбского собора, поющей в церковном хоре. Учитель обязан не просто учить, уверена она, он должен воспитывать, рассказывать (ни в коем случае не навязывать!) о морально-нравственных ценностях, остающихся незыблемыми в наш суматошный век прогресса и амбициозных помыслов, собственным примером прививать любовь к родной речи, традициям, культуре.
В настоящее время у Марины Юрьевны нет часов по основам православной культуры, но на своих уроках литературы она предлагает ученикам взглянуть на поступки героев произведений глазами православного человека, найти в них гуманистическую составляющую, проанализировать ситуацию с морально-нравственной позиции, выявить роль молитвы в русской литературе.
И где, как не в храме, можно так глубоко почувствовать богатство нашей православной культуры. Для учеников Марины Юрьевны экскурсии по святым местам вполне привычны и всегда радостны.
Ещё одно непаханое поле, где можно найти массу новых подходов и методик, - проектная деятельность. В рамках этой дисциплины дети учатся собирать и работать с информационными ресурсами, которые, как известно, дают возможность владеть миром. Однако занятия проектной деятельностью наглядно доказывают, что мало владеть информацией, её ещё нужно уметь облечь в формат, позволяющий максимально полно её использовать. Почти каждый такой урок для учеников таит приятные сюрпризы. Марина Юрьевна приглашает библиотекарей, чтобы научить ребят работать с первоисточником знаний - книгой, или старшеклассников, которые готовы поделиться собственным опытом, учит искать информацию в глобальной сети. Результаты своих изысканий школьники представляют в виде слайд-шоу, видео-роликов, буклетов, плакатов, презентаций, стенгазет, рефератов, словом, каждый выбирает то, что ему интереснее.
Вместе с детьми открывает что-то новое для себя и их учитель. Инновационные подходы, используемые М.Ю. Наумовой, уже принесли ей звание лауреата городского этапа конкурса «Учитель года» в 2008 году, а в прошлом году она стала победителем областного конкурса «Народный учитель Тамбовской области–2013». Такое признание, конечно, приятно каждому, но для Марины Юрьевны гораздо ценнее заслуги и успехи её учеников, которые вместе с ней работают, учатся, анализируют и уже сами начинают сеять крохотные зёрнышки разумного, доброго, вечного.