Лента новостей
Статья8 декабря 2009, 00:00

Крах операции «Тайфун»

В сороковые роковые
В сороковые роковые

Начало декабря 1941 года выдалось для нашей страны очень тяжёлым. Немецко-фашистские войска рвались к Москве. Под Москвой сложилась крайне сложная обстановка. Уже в конце сентября 1941 года немцы вышли на дальние подступы к нашей столице. Гитлеровский план по захвату Москвы носил кодовое название "Тайфун", а реализовывать его должны были лучшие войска Вермахта - самая сильная и манёвренная 2-я танковая армия Гудериана - ударная сила группы армий "Центр". Однако планам этим не суждено было сбыться. Все силы нашей страны оказались брошены на защиту Москвы. Днём и ночью шла напряжённая работа по созданию устойчивой обороны на подступах к столице.


Люди буквально валились с ног от усталости, но движимые чувством личной ответственности за судьбу Родины, Москвы совершали невозможное. А враг тем временем, не считаясь с потерями, лез напролом. Ведь Москва для немцев была не просто рядовым городом, это была столица СССР.


Москва выстояла. Более того, в ходе битвы под Москвой немцы понесли огромные потери, особенно ухудшилось моральное состояние фашистских войск. К тому же это был полный провал гитлеровского плана молниеносной войны. Многие западные историки обвиняют в провале холод, распутицу, т.е. суровый русский климат. Однако нашим воинам приходилось воевать в таких же условиях. А какие невзгоды испытывали мирные жители! В холод, дождь, грязь полуголодные тысячи и тысячи москвичей, в основном женщины, копали противотанковые рвы, траншеи, устанавливали надолбы, таскали мешки с песком. А когда в первых числах ноября 1941 года наступило, как вспоминают очевидцы тех событий, резкое похолодание, копать приходилось мёрзлую землю. Вот в таких тяжелейших условиях ковалась победа под Москвой.


Но врага мало было остановить, его надо было отбросить как можно дальше от столицы. 29 ноября 1941 года Ставка советского Верховного Главнокомандования приняла решение о переходе Красной Армии в контрнаступление. Уже 1 декабря Военный совет Западного фронта во главе с Г.К. Жуковым представил Ставке тщательно разработанный план наступательной операции. Было учтено всё: и существовавшее на тот момент немецкое преимущество в сухопутных войсках, танках, артиллерии (на нашей стороне было преимущество только в авиации), и погодные условия, и моральное состояние войск. Было решено отказаться от метода частных атак, а сразу перейти к активным действиям по всей линии фронта. Разработка плана наступательной операции проходила под пристальным контролем И.В. Сталина. Как всегда, он внимательно выслушивал все предложения, затем долго обдумывал их, задавал уточняющие вопросы.


1 декабря 1941 года состоялось последнее заседание Ставки. Кроме И.В. Сталина и Г.К. Жукова, на этом совещании присутствовали начальник Генштаба Б.М. Шапошников, командующий Калининским фронтом И.С. Конев, заместитель начальника Генштаба А.М. Василевский. И.В. Сталин задал только один вопрос Г.К. Жукову: "А вы уверены, что противник подошёл к критическому состоянию и не имеет возможности ввести в дело какую-нибудь новую крупную группировку?". После утвердительного ответа Г.К. Жукова Сталин написал на плане "Согласен" и поставил подпись. Все понимали, что дорога каждая минута.


Время играло на противника, который в любой момент мог перебросить на московское направление дополнительные силы. Первоначально планировалось начать наступление утром 4 декабря, но накануне выпал сильный снег, затруднивший перегруппировку советских войск. Наступательную операцию было решено начать утром 5 декабря.


На рассвете 5 декабря 1941 года войска Западного и Калининского фронтов перешли в контрнаступление. Закончился оборонительный этап Московской битвы и начался наступательный. Обе противоборствующие стороны прекрасно осознавали значение происходящего. Однако моральный дух воинов Красной Армии был намного выше, чем немцев. Правда была на нашей стороне. Как сказал ещё в XIII веке великий русский полководец Александр Невский: "Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!". Мы фашистов к себе не звали. Даже в гости.


В первый же день наступления наши войска глубоко вклинились в передний край обороны противника, но опрокинуть его не смогли. Лишь после упорных боёв и изменения тактики наступления Красная Армия начала понемногу продвигаться вперёд. 8 декабря Гитлер запаниковал, подписав директиву о переходе немецких войск к обороне. Но это не помогло. Наши войска развернули стремительное наступление, освобождая один населённый пункт за другим. 9 декабря советские войска освободили Рогачёво, 11 декабря - Истру, 12 декабря - Солнечногорск, 15 декабря - Клин, 16 декабря - Калинин. Всего к концу января 1942 года освободили свыше 11 тысяч населённых пунктов! Немцы находились в полной растерянности. Можно представить, как бесновался Гитлер. Он требовал от солдат цепляться за каждый населённый пункт, обороняться до последнего патрона. Как всегда, он использовал и личный фактор: отстранил от должностей главнокомандующего сухопутными войсками Вальтера фон Браухича, командующего группой армий "Центр" Теодора фон Бока и даже своего любимца генерала Гудериана. А ведь совсем недавно осыпал их наградами. В декабре 1941 года фюрер провозгласил себя главнокомандующим сухопутными войсками, видимо, считая, что это магически подействует на солдат и изменит ход войны. Но даже магия была бессильна перед стойкостью и мужеством советских воинов, вставших на защиту родной земли. Между тем успех под Москвой вызвал активизацию действий на других участках фронта. Началось наступление Красной Армии под Ленинградом, на западном и юго-западном направлениях. Сама же Московская битва завершилась 20 апреля 1942 года.


Битва под Москвой имеет огромное историческое значение. Это решающее событие первого года Великой Отечественной войны. Пока ещё было рано говорить о коренном переломе в ходе военных действий, но, безусловно, предпосылки его оказались заложены под Москвой. Это была первая значительная победа над врагом, сорвавшая немецкий план молниеносной войны, развеявшая миф о непобедимости Германии. И, наконец, была решена самая главная задача - враг далеко отброшен от нашей столицы. Цена победы под Москвой оказалась велика. И не мороз, снег, холод остановили бесчинствующие орды фашистов под Москвой. Их остановили наши доблестные воины Красной Армии. Герой Советского Союза политрук Василий Георгиевич Клочков, погибший 16 ноября 1941 года в самый разгар Московской битвы у разъезда Дубосеково под Волоколамском, сказал: "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!". Эти слова стали настоящим боевым девизом защитников столицы.


Трепещет пламя на ветру у стен седого древнего Кремля. Это пламя Вечного огня славы героям, павшим при защите Москвы. Здесь же, у стен Кремля, находится могила Неизвестного солдата. Сюда приходят отдать дань памяти павшим воинам москвичи, гости столицы, сюда несут цветы молодожёны. Горит Вечный огонь и никогда не погаснет. Ведь память о павших в боях священна. Горит Вечный огонь, освещая выбитые на мраморной плите слова:
"Имя твоё неизвестно,
Подвиг твой бессмертен…".

Автор:Елена Гурьева