Лента новостей
Статья4 января 2014, 01:00

Летописец с фотообъективом

В.А. Измайлов.
В.А. Измайлов.

Иметь активную жизненную позицию - одновременно и награда, и испытание. Вадим Алексеевич Измайлов, по профессии – школьный учитель истории, по призванию – фотохудожник и мастер видеосъёмки, прочувствовал это на себе. В детстве его поразило одно обстоятельство: «Когда я шёл по городу с папой, мамой или бабушкой, с ними все здоровались. Мне такая ситуация ужасно нравилась. И я мечтал иметь большое количество друзей». Нужно признать, ему это удалось. Где бы ни оказался фотограф, повсюду его встречают как давнего знакомого.

Сегодня частью делового имиджа специалистов и организаций стало наличие портфолио. Красочную самопрезентацию, доведённую до блеска с помощью компьютерных программ, представляют на конкурсах профессионального мастерства, выставках, творческих встречах. Дошло до того, что для успешного поступления в вузы федеральные образовательные стандарты стали предписывать школьникам выпуск специальных фотоальбомов с перечнем личных достижений и снимками в семейном кругу. Благодаря новым веяниям профессия фотографа за короткий срок поднялась на принципиально новый уровень. Теперь человек с фотокамерой последовательно и целенаправленно фиксирует историю отдельных людей и целых коллективов. Кто-то занимается такой работой по необходимости и только на заказ, а кто-то всерьёз зажигается и уже не может остановиться. Вадим Алексеевич – из числа последних.
- Я везде, куда позовут. Наверное, у меня, как у Шарика из Простоквашино, - особый охотничий инстинкт: поймать кадр и поделиться им с другими, - смеётся фотограф. - Вы не поверите, в социальных сетях за девять лет скопилось 525 альбомов с моими работами и ещё два – со старыми фотографиями, сделанными 60 лет назад отцом. Алексей Фёдорович служил начальником парашютно-десантной службы в авиационной части, много путешествовал, не расставался с объективом. Видимо, я - в него.
Интернет подарил человечеству потрясающую возможность самыми разными способами рассказать обо всём, что происходит вокруг. Люди читают тексты, смотрят картинки, перекачивают, благодарят авторов. Особенно важно это для тех, кто по каким-то причинам не может активно участвовать в общественной жизни, а из фото- и видеорепортажей узнаёт о произошедших событиях. Фотографы и видеооператоры становятся буквально всеобщими глазами и ушами. Мичуринцы так привыкли к присутствию Вадима Алексеевича Измайлова на общегородских праздниках, что иной раз строго спрашивают: почему не запечатлели то или иное мероприятие? Да он и рад бы, только не знал о нём, ведь снимает зачастую по собственной инициативе и на общественных началах.
- Помните строки песни: «Нужным быть кому-то в трудную минуту, вот что значит настоящий, верный друг». Я тоже всю жизнь неосознанно стремлюсь быть нужным окружающим (так уж меня воспитали), но только думаю: зачем ждать трудную минуту, если можно запечатлеть самый обычный день, но так, что он останется в памяти ярким эпизодом. Фотограф – он ведь ловец красоты. Знаете, бывает, человек на фотопортрете раскрывается с неожиданной для себя и окружающих стороны, и к нему в результате меняется отношение, самооценка подрастает.
Как происходит рождение новых проектов?
- Первым творческим опытом для меня стала неделя «Театр для детей и юношества». Я – ещё школьник и юный романтик - писал репортаж и создавал галерею фотопортретов. У стенгазеты собирались зрители, мы получили призы. Уже тогда появилось ощущение уникальности и ценности момента, желание сотворить маленькое чудо. Позже замахнулся на то, чтобы сделать выпускной альбом своему классу. Одноклассники оказали доверие. Я очень старался, придумывал коллажи, комбинировал фотографии разных лет. По тем временам получилось очень необычно.
Дальше задумался о серьёзной работе. Классе в девятом увидел документальный фильм Никиты Михалкова, где он в разные годы брал интервью у своих дочерей. Прослеживал, так сказать, процесс их взросления. Когда я пришёл в школу в качестве учителя, захотелось сделать нечто подобное, и я стал брать интервью у подростков. Спрашивал, о чём они мечтали в разные годы, что их радовало, огорчало. Получился довольно любопытный материал. А ещё на основе отснятого на протяжении нескольких лет видеоряда мне удалось проследить восхождение наших эстрадных звёздочек Антона Гриднева и Анастасии Битус. Это теперь они – победители множества конкурсов, а в начале творческого пути трудно было предугадать судьбу ребят.
Не так давно появилась добрая традиция устраивать вечера памяти известных горожан. К годовщине смерти заслуженного работника культуры России Виктора Александровича Суханина, музыкального педагога и хормейстера, из отснятых В.А. Измайловым материалов режиссёр-постановщик Ольга Кузнецова смонтировала видеоролик. Его показывали на вечере памяти в драматическом театре. Совсем недавно тот же творческий дуэт осуществил другую давнюю задумку - сделал небольшой фильм о главе города Мичуринска середины 90-х годов - Николае Михайловиче Антонове, включивший фрагменты выступлений на заседаниях, эпизоды футбольных матчей. Среди необычных идей фотографа – мысль о создании виртуальной доски почёта.
Получается, что Вадим Алексеевич Измайлов – не только фоторепортёр и видеооператор, он своеобразный летописец, сохраняющий для потомков историю родного города. Его высокохудожественные снимки нередко иллюстрируют публикации «Мичуринской правды». Рассуждая о смысле жизни, В.А. Измайлов соглашается с поэтом Леонидом Мартыновым, написавшим:

А ты? Входя в дома любые –
И серые, и голубые,..
И на вопрос даря ответ,
Скажи: какой оставишь след?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?

Ответ очевиден.

Автор:Ирина Адам