Лучшие из лучших

14 октября 2013, 23:00 2433
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (10/14/2013 - 10:40)

Занятия по программе «Робототехника» в 4-а классе с учителем начальных классов М.Б. Мистюковой. Фото Ирины Адам.

В Мичуринске прошёл пресс-тур для представителей региональных СМИ, посвящённый общеобразовательным учреждениям области, вошедшим в число 500 лучших школ страны. Впервые об этом событии своим читателям «Мичуринская правда» рассказала в №180 от 24 сентября. Согласно опубликованной информации РИА «Новости» и Московский Центр непрерывного математического образования обнародовали результаты всероссийского рейтинга общеобразовательных учебных заведений. В итоге в число лучших 500 школ страны попали и девять школ Тамбовской области, из которых три оказались мичуринскими – средние общеобразовательные учебные заведения №1, 15 и лицей-интернат для одарённых детей. Отбор лучших школ осуществлялся на основе ряда критериев, в том числе и результатов ЕГЭ, количества призёров предметных олимпиад.

В рамках пресс-тура педагоги и руководители образовательных учреждений рассказали журналистам о том, как организован у них учебный процесс, какие инновационные образовательные технологии позволяют добиться высоких результатов. Журналисты «Мичуринской правды» побывали на открытых уроках в двух учебных заведениях – лицее-интернате и средней школе №1.
Директор Мичуринского лицея-интерната заслуженный учитель России Валентин Николаевич Самусенко для начала пригласил журналистов в свой кабинет, где за чашкой чая вкратце рассказал, как коллективу учебного заведения удалось превратить обычный социальный интернат в лидера регионального образования: «Двадцать четыре года назад я поставил перед собой задачу создать в этих стенах максимально комфортную среду для обучения и всестороннего развития детей. От учителей в первую очередь требовал умения говорить на языке ребёнка, ну и, конечно, непрерывного профессионального роста. Такая система, помимо высоких качественных показателей, в частности, стопроцентного поступления выпускников на бюджетные места российских вузов, дала ещё один плюс: ни один лицеист не состоял и не состоит на учёте в детской комнате милиции.
Это во многом стало возможным благодаря переходу в режим школы полного дня, при котором учащиеся до вечера продолжают увлечённо заниматься научными исследованиями, спортом, разными видами искусства, не выходя из учебного заведения. У нас действует региональный многофункциональный Центр по работе с одарёнными детьми (руководитель почётный работник общего образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ольга Анатольевна Алпатова – прим. авт.).

Его воспитанники участвуют в интеллектуальных, оздоровительных, научно-исследовательских, спортивных, туристических программах, выступают в школьном англоязычном театре, проходят всевозможные стажировки. Ежегодно в деятельность Центра вовлекается до семи тысяч школьников области. Я уже не говорю о наших успехах в предметных олимпиадах. За последние восемь лет процент победителей среди сельских детей, обучающихся в лицее, вырос с 2,4% до 30%. Да и вообще без ложной скромности могу сказать, что наше учебное заведение лидирует среди образовательных учреждений области по эффективности подготовки и участия во Всероссийских олимпиадах школьников.
Чтобы поделиться накопленным опытом с другими, было решено пойти по пути сетевого взаимодействия образовательных учреждений Тамбовской области. Так появился образовательный холдинг «Регион», центральной ресурсной школой которого стал Мичуринский лицей-интернат. А теперь предлагаю совершить экскурсию по лицею и увидеть кое-что из того, о чём я говорил».
После такого впечатляющего рассказа члены делегации с удовольствием отправились на открытые уроки, запланированные в программе пресс-тура.
Группа одиннадцатиклассников, углублённо изучающих химию, под руководством заслуженного учителя Российской Федерации Светланы Анатольевны Комаровой в лабораторных условиях осваивала взаимодействие мудрёных химических соединений. В процессе выполнения работы преподаватель использовал интерактивную доску. Следует отметить, что ряд успешно зарекомендовавших себя на практике программ и методик, включая учебные пособия по отдельным предметам, разрабатывают сами педагоги лицея.
Тем временем четвероклассники, окончив основные уроки, вместе с учителем начальных классов высшей категории Мариной Борисовной Мистюковой играли в электромобили. Но это только на первый взгляд выглядело, как бездумное развлечение. Запуская модели, ребята рассуждали о ведущих и ведомых колёсах, скоростях, познавая таким образом законы физики. Взятая на вооружение три года назад образовательная программа «Робототехника», основанная на технологиях XXI века, предполагает обучение школьников основам конструирования, технического моделирования, а в старших классах и программирования, позволяющего наделять технические творения искусственным интеллектом. Роботы могут помочь в проведении множества интереснейших опытов. Их использование делает процесс познания более увлекательным и наглядным.
Далее журналисты коротко ознакомились с проектной деятельностью обучающихся по программе «Окружающий мир», заглянули в тренажёрный и хореографический залы, побывали в уютном общежитии для иногородних. Впечатление от увиденного с каждой минутой становилось всё более и более благоприятным. Не было ощущения показушности, вместо этого пришло желание вникнуть в каждую мелочь, запомнить как можно больше деталей, поучаствовать в делах этого уникального в своём роде учебного заведения.
* * *

Для участников пресс-тура учащиеся второго класса средней школы №1 под руководством учителя Светланы Сергеевны Родюковой представили открытый урок по теме «Окружающий мир», а затем гостям была показана внеурочная деятельность учащихся, проходящая в формате самоподготовки в школьной библиотеке. Слово - заместителю директора по инновационной деятельности Т.В. Шишкиной.
- Одной из особенностей нашего образовательного учреждения, - отметила Татьяна Викторовна, - стала инновационная деятельность. На базе школы работают три образовательные площадки, в деятельности которых участвует практически каждый педагог.
Ещё одним направлением учебного заведения стала работа с одарёнными детьми. В течение трёх лет здесь действуют естественно-научные, гуманитарные и физико-математические лицейские классы. Такое образование даёт возможность детям изучить программу более расширенно. При этом учащиеся лицейских классов – это, как правило, победители и призёры региональных этапов всероссийских олимпиад школьников. Среди занятых самоподготовкой старшеклассников оказались и триумфаторы интеллектуальных состязаний - десятиклассник Антон Сапронов – победитель всероссийской олимпиады школьников прошлого года по искусству и основам православной культуры и Мария Лёвина - победитель регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и праву. Они-то и рассказали участникам пресс-тура о своих впечатлениях от участия во всероссийских предметных состязаниях. По мнению ребят, такие олимпиады помогают не только разобраться в каком-то конкретном предмете, но и провести межпредметные связи с историей, литературой.
- Вхождение во всероссийский рейтинг лучших общеобразовательных учебных заведений - не первый наш успех, - отметила директор школы, заслуженный учитель России Валентина Анатольевна Кременецкая. Наше учебное заведение стало первым в городе, выигравшим президентский грант в один миллион рублей. Большая часть этих средств пошла на реконструкцию библиотеки, в которой вы находитесь. Здесь был произведён ремонт, приобретена новая мебель, художественная и учебная литература, создана видеотека, оборудована компьютерная зона. Отныне учащиеся здесь не только могут приобщаться к знаниям, но и качественно готовиться к предметным олимпиадам. Мы гордимся выпускником 1994 года Алексеем Соловченко, который вначале стал победителем российской олимпиады по биологии, затем вошёл в сборную России и на международной олимпиаде принёс стране золотую и серебряную медали. В настоящее время он уже доктор наук, возглавляет кафедру в МГУ. И эти традиции продолжаются из поколения в поколение… Те результаты, которые достигают учащиеся, говорят о том, что учебное заведение - на верном пути, идёт вперёд, осваивая всё новое.
Вот такие они – лучшие школы Мичуринска, отмеченные РИА «Новости» и Московским Центром непрерывного математического образования. К сожалению, газетный формат не позволил нам коснуться особенностей преподавания образовательных дисциплин в школе №15. Полагаем, что к опыту этого учреждения образования мы вернёмся в ближайшее время. Горожане вправе гордиться такими учебными заведениями – своеобразными локомотивами в освоении новых методик, дающими учащимся прочные знания, воспитывающими интеллектуальный потенциал страны.