Лента новостей
Статья15 марта 2011, 00:00

Любви и правды чистое ученье

Любви и правды чистое ученье

Жизнь и поэзия… Это сочетание часто ускользает из нашей памяти из-за своей банальности. Кажущейся банальности. Даже ещё продолжающее считаться читающим поколение, я и себя к нему отношу, не затрудняет себя мыслью Библии о Божественном происхождении Слова: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога" (Новый Завет, Евангелие от Иоанна). Тем более о том, что сама эта древнейшая библейская строка (приблизительно 90-е годы по Рождестве Христовом) - строка стихотворная, и вся Библия - величайшее поэтическое произведение.

Это одинаково относится не только к миру христианскому. С лица земли исчезло немало великих цивилизаций, но остаются, поражая нас силой выражения и изображения эпосы, созданные неведомыми поэтами этих народов. Индия, Китай, Древний Восток, шумеры, европейский эпос античности и средних веков, Гомер, Вергилий, Данте - невозможно представить пространство культуры современного человечества без его воплощения в поэзии.
Вся культура - из храма, сказано давно. Из храма Слова и одного из его воплощений - поэзии.
Русская поэзия, несмотря на свою относительную молодость, подтверждает эту истину. Мало того, вносит сюда не только своеобразие, но в некотором роде и свою исключительность. Она - в формуле "Поэт в России - больше чем поэт". У неё есть автор - дважды лауреат Государственных премий: СССР 1984-го и России-2010-го поэт Евгений Евтушенко. 25 последних лет он работает над пятитомной антологией русской поэзии - от древней Руси (наша античность) до ХХI века. Первый том, завершающийся Пушкиным, как сообщает "Литературная газета", уже готов к выходу.
Сложно идёт издание поэтической антологии. Хочется надеяться, что она выйдет в свет и поможет подрастающему поколению приникнуть в годы литературной засухи последних лет к освежающему душу роднику отечественной поэзии. К великому Слову - глаголу Пушкинского "Пророка", призванному "жечь сердца людей". Жечь, пробивая и задубевшие шкуры бездуховности, пробуждая чувства добрые. Эта трудную и высокую миссию поэзия, как эстафету, несла во все времена, особенно глухие. Через десять лет после выхода в свет "Пророка" Пушкина отечественной поэзией будет выстрадан другой "Пророк" - Лермонтовский, горький и гневный:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья,
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья…
При сегодняшней кажущейся странной неопределённости в реформе школьного образования можно предвидеть пустоту как раз в области изучения литературы. Нельзя просто и плоско изучать литературу. Она призвана воспитывать человека. Человека, не способного забрасывать камнями чистые ученья любви и правды. Воспитывать именно поэзией, её исходно божественной, не совпадающей с узко религиозной, высшей сутью.
Марина Цветаева в письме одному из выдающихся поэтов русского (послепушкинского) Серебряного века Владимиру Ходасевичу в ответ на его возможный обет молчания как поэта напишет: "Нет, надо писать стихи. Нельзя дать жизни (никому и ничему) этого торжества: заставить поэта обойтись без стихов, сделать из поэта прозаика, а из прозаика - покойника".
Равнодушие общества и его институтов к своим поэтам и поэзии - путь к нравственной ущербности.

Автор:Виктор Кострикин