Магический кристалл

17 декабря 2018, 10:30 534

Какими всё же огромными по протяжённости кусками измеряется жизнь искусства! 232 года прошло с тех пор, как в Тамбове и 121 год с той поры, как в Козлове состоялись первые театрализованные представления.

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (12/17/2018 - 11:29)

Наплывали и уплывали месяцы, годы, десятилетия, века. Тектонические события сотрясали планету, Российскую империю, Страну Советов, Тамбовскую губернию... А театры жили, были востребованы, магнетически притягивали в свои залы людей разных возрастов, профессий, вероисповедования и вкусов. Распахивался занавес, и удивительные люди - актёры - при свете рампы веселили публику и утешали, выжимали слёзы и заставляли задуматься... Поистине, во все времена театр был как магический кристалл, обладающий чудодейственными свойствами бичевать людские пороки сильнее иного суда и трибунала и воспевать человеческие добродетели лучше самых хвалебных од Сумарокова, Ломоносова и Державина, вместе взятых...
Верой и правдой служил своему народу остающийся и сегодня в боевом строю Мичуринский театр драмы. А со всем тем, что было прожито и пережито МДТ за минувшее более чем столетие, приглашаю любителей сцены ознакомиться в прекрасно изданной в Тамбове книге-летописи «Мичуринский драматический». Именно летописи, запечатлевшей на своих трёхстах станицах и в доброй сотне фотоснимков все этапы жизни нашего храма культуры на Гоголевской (кстати, как удачно названа улица, если вспомнить Гоголя - драматурга, автора бессмертной комедии «Ревизор»!). Было для автора этих строк большой радостью по приглашению директора театра Галины Поповой заниматься пусть и нелёгким, но увлекательным делом - составлением и редактированием этого чудесного сборника художественной прозы и документалистики.
Но я возвращаюсь памятью в то время, когда на сцене блистали в трагедиях и драмах, комедиях и мелодрамах неподражаемые Борис Королёв, Юрий Логиновский, Станислав Чигасов, их коллеги - не все увенчанные большими наградами и высокими званиями, но народные артисты по природе своей и существу! Тогда завораживали неизменно заполненные залы Валентина Ключанская, Иван Полянский, Василий Соколов. И несокрушимым авторитетом для всей актёрской труппы был главный режиссёр Глеб Константинович Томилин. Человек-легенда, лауреат Государственной премии имени К.С. Станиславского, в годы войны - боец из институтского добровольного ополчения, чудом оставшийся в живых и преданный театру настолько, что (это подтвердит его верный друг и жена заслуженная артистка РФ Татьяна Николаева) буквально до последних дней, когда уже отказывали ноги, превращал свою квартиру в репетиционный зал, приглашая на выбранные роли друзей - профессиональных актёров и «молодняк» из опекаемого им студенческого театра-лаборатории «Феникс» Мичуринского государственного аграрного университета, при нём и получившего звание народного...
В стране чудесные люди науки, искусства, культуры - музыкант Мстислав Ростропович, скульптор Эрнст Неизвестный, художник Михаил Шемякин, бард Владимир Высоцкий, физик Андрей Сахаров, поэт Евгений Евтушенко, режиссёр Таганки Юрий Любимов - были столпами веры, надежды, любви в годы, когда предавалось остракизму любое проявление свободомыслия. И человеку могли сломать карьеру, испоганить биографию, а то и посадить всерьёз и надолго только за чтение (не говоря уже о распространении) самиздатовских рукописей Солженицына, Шаламова, Замятина... Так было.
Возвращаясь же в наш театр, стоит заметить, что он никогда не пребывал безучастным созерцателем происходящего, а всегда стремился в гущу событий, всем творчеством своим откликаясь на социальные катаклизмы. Для меня таким потрясением стал спектакль «Старый дом» - романтическая мелодрама драматурга Алексея Казанцева о дружбе и любви, честности и предательстве, где на протяжении всего действия музыкальным лейтмотивом звучал изумительный по красоте супершлягер француза Шарля Азнавура «Вечная любовь». Может быть, потому, что я и сам вырос в послевоенном старом доме необозримого двора, где жильцов никогда не делили ни по национальным признакам, ни по вкусовым пристрастиям, потому что всех по-родственному сплотила одна беда - гитлеровского нашествия. Может быть, потому, что близок моему уму и сердцу был сюжет пьесы: в ней молодые влюблённые оказались жестоко разлучены жизненными и семейными обстоятельствами в духе семейств Монтекки и Капулетти... Я сопереживал сценическим Олегу и Саше, затаив дыхание и боясь лишний раз пошевелиться...
А на подмостках блистала по-царственному величавая и мудрая хозяйка старого дома - Валентина Ключанская в гармоничном партнёрстве с мужем по жизни, театру и спектаклю - Иваном Полянским (оба заслуженные артисты РСФСР). Удивлял и сокрушал зрительские сердца по роли трагически жалкий спивающийся интеллигент (Юрий Логиновский) с этой его нелепой сеточкой-авоськой, из которой жалостливо выглядывал «пузырёк» уже опустошённой четвертинки... И какой же буйной юношеской энергетикой, взлётом красоты, каждым произнесённым словом находили сочувственный отклик у зрительской молодёжи главные исполнители - Олег (Сергей Левандовский) и Саша (Людмила Шеламова)... Что пересказывать сюжет? Пьесу нужно было видеть...

***
Не так давно вместе с председателем Тамбовского отделения Союза театральных деятелей РФ (ВТО) - «повзрослевшим» и посолидневшим Сергеем Алексеевичем Левандовским, отдавшим мичуринскому театру почти четверть века жизни, театру, где он сыграл свыше сорока разноплановых ролей, мы долго вспоминали те достославные 80-е и 90-е годы прошлого века с их лихоманкой и не переломными, а прямо-таки костоломными моментами... Вспомнили и помянули многих. За одних погоревали, за других - как Людмила Шеламова, поработавшая после Мичуринска в Москве, на Центральном телевидении - искренне порадовались. И вместе с другом моим Сергеем Левандовским были мы единодушны в том, что театр - это поистине храм, служащий катарсису (очищению) наших душ от всего мимолётного, наносного, ложного. И нужен будет театр всегда как всевозрастная кафедра для постижения высших гуманных целей. И пусть театр не пророк (хотя это ещё как сказать)... Но зритель никогда не покинет свой любимый театр, как не покидают свою мечту - прикоснуться к святыням - паломники-пилигримы, устремляясь за сотни и тысячи километров в далёкий и неведомый путь на другой конец Земли...
За радость красочных зрелищ и особое наслаждение спасибо тебе, наш дорогой театр! Виват, театр! Живи и побеждай, всё выше поднимая над землёй блистательное знамя Его величества Искусства!