Лента новостей
Статья11 июля 2016, 09:12

Мамы для "аистят"

Спальные микрорайоны города похожи друг на друга, словно братья-близнецы. Не исключение и Автозаводская. Дорожные ленты-змейки уводят в глубь каменных мешков. Чем дальше продвигаешься по одной из них, тем отчётливее слышны звенящие, как переливистые колокольчики, ребячьи голоса. Спрятанное за спинами безликих многоэтажек, окружённое разноцветными горками, песочницами и качелями здание вряд ли привлечёт внимание несведущего прохожего. Сосредоточенно мастерящие куличики, кидающие мяч и играющие в догонялки девчонки и мальчишки с виду ничем не отличаются от множества таких же, как они, детсадовцев. Но вывеска на воротах сообщает о статусе гуляющих за аккуратно выкрашенным металлическим забором малышей.

Занятия на свежем воздухе. Фото Юлии Голышкиной.
Занятия на свежем воздухе. Фото Юлии Голышкиной.

Мастер-классы
по уборке и щам

Прежде этот островок отвоёванного у злого рока, хотя и хрупкого, но безмятежья именовался детским домом. Позже стал Центром поддержки семьи и помощи детям «Аистёнок». За новым названием последовали и другие перемены. Количество обитателей сиротского учреждения стало стремительно таять. Из четырёх групп осталось всего две. А на стенде «Я ищу тебя, мама», рассчитанном когда-то на 25 фамилий, теперь висят портреты лишь троих ребятишек. Всего же в «Аистёнке» воспитывается шестнадцать дошколят и учеников младших классов. Однако большинство из них скоро пополнят кровные либо приёмные семьи.
- Политика государства на протяжении последних нескольких лет такова, что ребят в детских домах становится всё меньше и меньше. Достичь этого можно за счёт работы с неблагополучными семьями. Вот и у нас функционирует центр по профилактике сиротства. Сотрудники посещают «проблемные» дома, разрабатывают план реабилитации. Сейчас под пристальным вниманием специалистов «Аистёнка» находится около 70 семей, - рассказывает директор Ольга Михайловна Климанова.
Иногда молодых мам приходится обучать, казалось бы, элементарнейшим вещам: как наводить порядок в доме, заниматься с детьми, готовить завтраки, обеды, ужины. Так, например, один из педагогов вплотную занялась воспитанием мамы двоих детей. Вместе с хозяйкой неухоженного жилища вытирала густою бахромой нависшую пыль, отмывала от грязи мебель, варила щи, подробно инструктируя женщину, что за овощи и в каком порядке необходимо класть в это нехитрое, в общем-то, блюдо. Педагог нисколько не винила воспитуемую в нерадивости, ведь знала, что нежные годы её прошли в детдоме. А значит, перед глазами не было модели поведения, которую необходимо было бы перенимать для взрослой жизни. «Мне очень нравится, когда вы нас навещаете!» - бесхитростно признавалась заботливой представительнице «Аистёнка» получающая, не выходя из собственной квартиры, курсы практического домоводства женщина. Но, к сожалению, радушную позицию этой подопечной центра разделяют не все попавшие под опеку горе-мамаши. А некоторые и вовсе, узнав о нависающей угрозе лишиться дочек и сыночков, хладнокровно заявляют, мол, сами выросли в детдоме, а значит, и их дети в нём худо-бедно проживут. Казалось бы, кому, как не им осознавать, насколько тягостными могут быть стены казённого учреждения и никакие усилия пусть даже самых добрых и заботливых воспитателей, нянечек, учителей не способны заменить суррогатом родительской любви.

Долгая дорога
домой

Истории таких ещё коротких, но уже наполненных чередою безрадостных событий жизней «аистят» не могут оставить равнодушными. Поэтому так приятно, когда на смену грустным стечениям обстоятельств приходят наконец-то радостные вести и те, кто, кажется, должны были расстаться навсегда, соединяются вновь вместе. В памяти Ольги Климановой всплывают некоторые особенно запомнившиеся случаи.
Анна (имя этой и других героинь по этическим соображениям изменено) решилась отказаться от новорождённого сына ещё в роддоме. Одинокая, безграмотная, забитая женщина, не имеющая ни собственного крова, ни средств к существованию, ни близких, готовых понять, протянуть руку помощи людей, сочла невозможным взять на себя ответственность за воспитание маленького, беззащитного человечка. Так Сашенька оказался в доме ребёнка. Мама мальчика регулярно навещала малыша и приносила ему гостинцы. Она устроилась дояркой на одну из ферм области. В четыре года ребёнка перевели в «Аистёнок».
Связь матери и ребёнка не оборвалась. На встречи крохи с самым родным человеком невозможно было смотреть без содрогания. Мальчуган тянулся к натруженным, покрытым ссадинами и мозолями рукам и целовал их: «Моя любимая мамочка»! А женщину душили слёзы. «А почему бы вам не забрать Сашу?» - однажды предложили матери сотрудники «Аистёнка». И та, поняв, что воплощение главной, но, как думалось, несбыточной мечты возможно, воспрянула духом, стала готовиться к приходу своего ребёнка. Чтобы приблизить этот долгожданный миг, Анна отказывала себе во всём. «Я ничего себе не покупаю. Совсем-совсем. Ну, кроме хлеба... А молочко всегда имеется. И жить где - теперь тоже: хозяин фермы позаботился. Дал комнату,» - доверительно сообщала она педагогам центра и каждый раз в своих рассказах делилась новыми приобретениями. Ребёнка ждут кровать, постельные комплекты, посуда, стол для письма... Она продумала всё до мелочей. Нашла отзывчивую пенсионерку - бабу Машу, согласную в случае надобности посидеть с сыночком, и учителя, готового дополнительно позаниматься с мальчиком. В тот день, когда Саша наконец-то поехал с мамой к себе домой, счастливыми ощущали себя не только эти двое, но и все сотрудники временно заменявшего малышу семью учреждения.
Появился повод порадоваться у работников Центра и за Галину и её дочку Машу. Жить порознь их вынудили непредвиденные обстоятельства. Женщина переехала в Тамбовскую область из одного из государств Средней Азии. На скудные сбережения смогла купить небольшой частный домик. Налаживала быт, обустраивалась, строила планы. Все их в считанные минуты разрушил пожар. Домочадцы спаслись, но лишились крова. Тяжёлую ситуацию усугубило отсутствие у Гали, педагога по образованию, работы на новой родине. Так её девочка попала в детский дом. И снова слёзы и горькие разлуки после коротких встреч. Двух дней в неделю, отведённых для посещений, конечно, казалось слишком мало. Мать смогла найти работу в одной из школ Мичуринского района, ей помогли с жильём. Благодаря тому, что не сдалась, вскоре наступил свой счастливый момент и для этого маленького, но очень дружного семейства.

Вместо дочки
два сыночка

К сожалению, далеко не всегда малыши из детских домов возвращаются к родным мамам, папам. Любовь и заботу сиротам способны подарить и приёмные родители. В «Аистёнке» успешно работает служба по устройству детей в семью.
Все кандидаты в замещающие родители, не важно, есть у них опыта в воспитании ребятишек или нет, обязаны пройти специальное обучение. После него становится понятно, действительно ли готовы взрослые к решительному шагу, который в корне изменит их прежний жизненный уклад. За шесть месяцев 2016 года особенную науку освоили 14 человек. Они ещё до прихода в Центр решили для себя, какого возраста и пола деток хотят растить. «Периодически к нам поступают телефонные звонки. Люди сообщают о своём желании зайти и посмотреть наших воспитанников. Считаю это не этичным. Ведь не котёнка или щеночка они хотят выбрать, а человека! Специальные службы в зависимости от предпочтений кандидатов предлагают им конкретных малышей», - рассказывает Ольга Климанова. И тем не менее, как можно сделать вывод из её же слов, исключения из выбранного сценария развития событий всё же случаются. «Как-то в нашем Центре появилась одна очень хорошая семейная пара, мечтающая о маленькой доченьке. Но отчего-то во время занятий и при общении с этими располагающими к себе людьми нам очень захотелось, чтобы они стали родителями для двух чудесных мальчиков, - вспоминает директор «Аистёнка». - Мы рассказали о братьях. И на возражение о том, что нужна девочка, предложили будущим родителям хотя бы случайно встретиться с мальчиками. Интуиция нас не подвела. Супруги буквально влюбились в них. Сегодня они даже и представить не могут, как жили без своих сыночков раньше».

Редко, но всё же случается, что отдельные детки задерживаются в Центре. Из-за некоторых медицинских диагнозов взрослые боятся брать ответственность за этих крох. Судьба их вызывает тревогу. Из «Аистёнка», где воспитывают малышей не старше начальных классов, дорога бедолаг лежит в детский дом. Сотрудники детского учреждения стараются, чтобы как можно меньше ребятишек покидали стены их особенного дома-сада в статусе сирот. И чаще всего им это удаётся. Только в июне пять девочек и мальчиков обрели своих мам и пап. Адаптации в семье предшествует кропотливый труд педагогов. Кирпичик за кирпичиком приходится воссоздавать фундамент в образовании и поведенческих навыках малышей, которые в начале своего жизненного пути столкнулись с чередою тяжких обстоятельств, порою не знакомы с элементарными понятиями, не имели представления не только об игрушках, но и самых обыденных вещах... В хороших руках ребята охотно впитывают в себя, как губки, полезные знания. Как правило, построенный в «Аистёнке» каркас из новых навыков, понятий помогает им легче привыкнуть к дому. А забота, терпение и понимание новых родителей продолжают творить чудеса, лучше всяких лекарств исцеляют от невзгод и учат крох вновь доверять взрослым, смотреть на мир широко открытыми глазами и улыбаться искренне и безмятежно, так, как это умеют делать только дети.

Автор:Юлия Голышкина