Многодетные мамы из "Сказки"

26 сентября 2011, 23:00 1866
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (09/26/2011 - 10:15)

В.А. Белоусова (слева) и С.М. Родюкова со своими воспитанниками.

Осень наконец-то перестала кукситься и плакать, подарила для прогулки ясный день. В предобеденные часы по всей просторной площадке прогимназии "Сказка" разлились говорливою рекою радостные детские голоса. Даже сквозь закрытые окна в дома по соседству проникает несмолкаемый весёлый гомон.

Вот и на площадке группы №1 оживлённо. Девочки с визгом убегают от воображаемой бабки-ёжки, а мальчишки, вжившись в образы летучих мышек, старательно размахивают руками, носясь по беседке. Один слишком разлетавшийся малыш спотыкается. На глазах от обиды появляются слезинки. Воспитатель Светлана Михайловна Родюкова тут же обнимает мальчугана, ласково гладит по головке. "Ребятишки, кто из вас хочет фотографироваться", - предлагает её коллега Валентина Алексеевна Белоусова. "Я!" - раздаётся крик со всех сторон. И вот уже перед корреспондентским фотообъективом быстренько выстраивается пышущая жизнерадостностью детвора. И у бедолаги, что секундами раньше кулаками тёр мокрые глаза, рот до ушей. Всматриваюсь в озорные детские личики, спрашиваю у наставниц ребятишек: "Непростая, видимо, у вас работа. Как же удаётся к каждому найти подход и сплотить неугомонных дошколят в дружный коллектив?". Обе улыбаются: "Главное в жизни человека что - чтобы в семье ладилось и профессия, которой себя посвятил, доставляла удовлетворение. Если бы воспитательская деятельность тяготила, мы б не посвятили ей всю жизнь".
Среди педагогов прогимназии осталось совсем немного тех, которые трудятся здесь с самого дня основания дошкольного учреждения. Среди них воспитатели группы №1. Валентина Алексеевна вспоминает, как, закончив (также как и Светлана Михайловна) дошкольное отделение Тамбовского педагогического училища, по распределению была направлена в "Сказку". "Детский сад строился очень долго, да и после завершения строительства прошло достаточно времени до его открытия, - рассказывает она. - Когда пришла сюда работать, помещения зияли пустотой. Только-только завозили мебель, оборудование. Ну а мы, сотрудники, дружно принялись за наведение уюта. Трудились под чутким руководством нашего директора Нины Григорьевны Моисеевой. Помню, многого тогда я не умела, ведь была ещё совсем девчонкой. Нина Григорьевна показывала, как пришивать петельки к шторкам, учила другим не менее важным мелочам. Даже не верится, что прошло с той поры целых 27 лет, а мои самые первые питомцы уже разменяли четвёртый десяток. Некоторых из их детишек успела выпустить, и они учатся в четвёртых классах, например, Аня Гусева, Алина Бахарева". "Сколько ребят через нас прошло, а каждый раз, когда они подрастают и уходят в школу, прощаться с ними тяжело! Очень привязываешься к детям. Даже из отпуска возвращаясь или с больничного, чувствуешь, как сильно соскучилась", - подхватывает разговор Светлана Михайловна, работающая в прогимназии также практически с самого её основания (26 лет!). Мои собеседницы признаются, что им совсем не безразлично, как складываются судьбы их воспитанников. Приятно узнавать о достижениях ребят, в чьих успехах, конечно, есть и зерно, заложенное мудрыми, всё понимающими наставниками ещё в глубоком детстве. Роль воспитателя как самого первого проводника из маленького мира - папа, мама - в большой, общественный, весьма существенна.
Валентина Алексеевна и Светлана Михайловна говорят, что за годы их работы в детях последующих поколений произошло немало перемен: хороших и не очень. В чём-то они преуспели, стали умнее - особенно в информационных технологиях: в 4-5 лет уже пытаются общаться с компьютером на "ты", а в чём-то и отстали. К сожалению, всё больше родителей в силу своей занятости вместо книг, предлагают чадам мультфильмы на дисках. А ведь домашнее чтение сплачивает семью, уверены педагоги. Литература воспитывает нравственность, которая у современной ребятни иногда похрамывает. Мамочки и папочки учат: обидел - дай сдачи, а попытаться разобраться, почему произошёл конфликт и как из него достойно выйти, не пользуясь языком грубой силы, не объясняют. Подчас малышам совсем ничего не стоит похохотать над кем-нибудь из детей, попавших в затруднительную ситуацию. "Над чем же вы смеётесь, а если бы подобное произошло и с вами?" - стараются достучаться до сердечек ребятишек воспитатели, и крохи смущённо замолкают. Воспитатели учат ребёнка задумываться над своими поступками. Часто делают это в ненавязчивой игровой форме. Так, на стену с фотопортретами детей наведываются гномики: одни - красные - с улыбкой, другие - синие - с кислой миной. Ребята в процессе обсуждения решают, кто из них заслужил прихода весёлого сказочного персонажа, а кто плаксивого. И всё-таки последних визитёров значительно меньше, чем весельчаков. "Вообще-то детки у нас все хорошие! - подытоживают беседу о поведении педагоги. - Все они больше восприимчивы к добру, главное, помочь им разобраться в том, что такое хорошо и плохо, чем и стараемся мы заниматься".
Ребятишки, увлекшись очередной игрой, заливисто смеются. Их настроение передаётся нам, и разговор из серьёзного перетекает в более весёлое русло. Вспоминаются забавные истории, которых там, где крохи, всегда достаточно: затейливо вывернутые словечки, уморительные умозаключения маленьких всезнаек. "С детьми не соскучишься! А как иногда они к нам обращаются: Лексевна, Михална, - ласково улыбаясь, рассказывает Валентина Алексеевна. - Да это ещё ничего. Помню, два года назад, когда в группу только-только поступили трёхлетние малыши. Один из них, ещё не запомнив, как меня зовут, начал тянуть за подол юбки и звать: бабушка, а бабушка. Старенькой себя, конечно, ещё не ощущаю, поэтому не выдержала и отшутилась: какая же я бабушка, я, может, девушка! Минут через десять смотрю, тянет меня за юбку другой мальчик Ванечка: деву-ушк, а деву-ушка!" За оживлённой беседой постепенно переходим к теме утренников, которые воспитатели называют своеобразными отчётными концертами, где не только ребята, но и их наставники выступают как настоящие артисты. Кем только они не были: Снегуркою, весною, осенью, а на одном празднике Валентине Алексеевне довелось исполнить Чебурашку, Светлане Михайловне досталась колоритная роль старухи Шапокляк, ещё одна воспитательница Ольга Михайловна Ремнёва перевоплотилась в Крокодила Гену.
Прогулка подошла к концу, девчонки и мальчишки, выстраиваясь парами, направляются в группу. Там их уже встречает помощник воспитателя Светлана Викторовна Топильская. На столиках аккуратно расставлены тарелки, ложки, в стаканчиках красуются салфетки. Пора мыть руки и обедать, затем сончас. И здесь в кормлении и укладывании деток спать у педагогов с многолетним стажем есть свой подход. Возле кого-то из малышей надо немного посидеть, иначе не заснёт, кому-то проверить майку: не мокрая ли, ведь потеет слишком часто, а если ребёнок охладится, то может простудиться. После дневного сна ребятишкам, которые заснули раньше всех, вручат медальку, такие же знаки отличия достанутся дошкольникам за хороший аппетит, помощь воспитателю, прилежное поведение.
Пора прощаться с ребятами и их заботливыми вторыми мамами. Направляюсь по шуршащей от опадающей листвы асфальтовой дорожке к решётчатой калитке, и думаю, почаще бы везло родителям, чтобы их дети попадали в руки к педагогам, выбравшим профессию не случайно, а по настоящему призванию.