Лента новостей
Статья22 июля 2015, 07:00

Моя терпеливая любовь

Часто говорят, что жизнь состоит из чёрных и белых полос. Какими же цветами она будет пестрить у людей, которые без тени сомнения или гордыни уверены, что прожили вместе необыкновенную счастливую жизнь? Ответ прост - такими же светлыми и тёмными тонами, только мрачные полосы пройдены вместе, рука об руку, терпеливо, с надеждой и верой в будущее, а потому теперь, с высоты прожитых лет, всё окрашивается невесомой дымкой, сотканной из лёгкой грусти и радости оттого, что плохое позади…

Нина Григорьевна и Виктор Фёдорович Григоревские. Фото Елены Потаповой.
Нина Григорьевна и Виктор Фёдорович Григоревские. Фото Елены Потаповой.

Ромашки
в награду
за верность

Супруги Григоревские, несомненно, переживают один из счастливых периодов своей семейной жизни. Год полнится множеством приятных, волнительных событий: они отметили изумрудную свадьбу, внучка Юля получила красный диплом об окончании железнодорожного колледжа (своей радостью она в первую очередь поделилась с любимыми бабушкой и дедушкой), а недавно им в торжественной обстановке областного театра вручили медаль за любовь и верность и, кроме неё, грамоту, букет ромашек и изящный чайный сервиз.
На награждение Григоревские ездили всей семьёй, с сыновьями Алексеем, Олегом и его женой Екатериной. Медаль в синей бархатной коробочке с выгравированным символом семьи - ромашкой и изображением святых покровителей брака Петра и Февронии теперь занимает видное место среди других памятных и дорогих сердцу вещиц. Но своей главной наградой за прожитые годы супруги считают сыновей, родившихся в 1962 и 1972 годах. Это были времена, когда страна развивалась бурными темпами, производство набирало обороты, а разработанные планы перевыполнялись в полтора-два раза. К столь ошеломительному подъёму сподвигла великая война и Великая Победа.
Нина Григорьевна родилась в роковом 41-м году, в её памяти хорошо запечатлелись послевоенные годы, когда страна, словно птица Феникс, восставала из руин. Появившемуся на свет в 1936 году Виктору Фёдоровичу Григоревскому война запомнилась первым и последним днём, длительными переездами и бомбёжками. Страшная весть о нападении фашистов настигла его семью на вокзале в Саратове, когда военный Фёдор Григоревский провожал жену и детей - четырёхлетнего Витю и годовалую Зиночку в Воронежскую область, село Губари.
Как сейчас, Виктор Фёдорович помнит охватившую всех панику, страшный шум на вокзале, слёзы и возглас матери: «Федя, Федя, что же теперь будет и когда всё закончится?» - «Ничего, Нюра, не бойся, мы разобьём немцев в два месяца», - ответил отец и бросился в свою часть. Успеть нужно было за два часа, иначе окажешься в числе дезертиров и пойдёшь под расстрел.

Два месяца растянулись на четыре года. Анна Григоревская с детьми уехала в Воронежскую область, а когда немцы подступили вплотную, на товарном поезде, перевозившем уголь, с маленькими детьми добралась до Энгельса, где располагалась военная часть мужа. Жители небольшого городка почти каждый день наблюдали страшную картину массированных ударов по Саратову, от взрывов бомб вверх взметались высокие столбы огня, а вместе с ними разрушенные дома, перерабатывающие предприятия, люди… Энгельс немцы не трогали, как предполагает Виктор Фёдорович, потому что сами строили этот город. Отца за годы войны дети не увидели ни разу, хотя находился он совсем рядом, занимался техническим обслуживанием самолётов, за что получил орден Красного Знамени.
Когда закончилась война, семья перебралась в военный городок Балашов. Повзрослевший Витя пошёл в школу. Почти все дети в его классе учились очень хорошо, причём не только ради своего собственного блага или во исполнение родительской воли. Военный городок жил по своим законам, и один из них гласил, что троечник не может быть принят в ряды комсомола. Чтобы получить заветный значок, приходилось подтягивать свои знания на должный уровень. К седьмому классу Виктор вполне осознанно сделал выбор своей будущей специальности, без раздумий отдав предпочтение машиностроению. Так как воинскую часть отца направили в Мичуринск, выбрал самое близкое к городу образовательное учреждение - липецкий машиностроительный техникум, закончив который отправился работать сначала токарем, а потом технологом на завод имени Ленина.

Судьбоносная
встреча

Ответственный молодой токарь, а в нерабочее время душа компании и балагур-затейник сразу заприметил в бюро пропусков новую сотрудницу. В 1959 году на завод после школы пришла работать Нина Нарожная. Очаровательная девушка была мигом окружена многочисленными поклонниками. Голубоглазая, с копной естественно вьющихся волос обаятельная красавица так и притягивала восхищённые мужские взгляды. Кстати, свои волосы Нина считала сущим наказанием, всячески пыталась их выпрямить, потому что причёска нередко становилась поводом для насмешек одноклассников. «У-у-у, поглядите, Нинка пришла, опять всю ночь на бигудях спала, красоту наводила!» - шипели вслед злопыхатели. Устав от колкостей, Нина остригла длинные кудри и… стала ещё краше.
Вниманием новой сотрудницы статный темноволосый юноша завладел быстро, предварительно поговорив по душам с каждым поклонником симпатичной девушки. Встречались молодые люди недолго, меньше чем через год поженились. Окончательный выбор помогла сделать тётя невесты. «Витя - добрый общительный мальчик, с виду не ревнивец, - сказала она. - Да ещё перспективы у него самые радужные. Будешь с ним как за каменной стеной». Нина прислушалась к совету и ни разу об этом не пожалела.
Расписались Нина и Виктор во вторник, 26 апреля 1960 года, а в выходные сыграли свадьбу. 20 апреля 1962 года судьба преподнесла им первый из двух самых ценных в жизни подарков - у них родился сын, о котором втихомолку мечтал Виктор Фёдорович. Появившемуся на свет накануне дня рождения вождя мирового пролетариата мальчику муж и свекровь прочили имя Владимир, но Нина проявила недюжинное упорство и назвала кроху Олегом.
В честь рождения первенца молодая мама получила от супруга подарок, которым дорожила и бережно хранила много лет, - модное по тем временам пальто цвета апельсина с белыми пуговицами. Сколько усилий тогда пришлось приложить Виктору, чтобы раздобыть наряд нужного размера во времена пустых полок и всеобщего дефицита, неизвестно, но пальто подошло идеально. С таким же неизменным терпением штурмовал В.Ф. Григоревский и обувные магазины в долгожданные дни завоза товара, придирчиво выбирал любимой жене туфельки и босоножки, покупал без примерки и всегда угадывал с размером и фасоном.
В 60-х годах оба супруга занялись повышением своего образовательного уровня. Производство не стояло на месте и постоянно требовало новых знаний, методов и технологий. В 1965 году Нина Григорьевна поступила в Мичуринский вечерний механический техникум. На занятия нередко приходилось идти с трёхлетним малышом - папа по долгу службы часто уезжал в командировки. К тому времени он перешёл на завод «Прогресс» и, начав ощущать недостаток собственных знаний, поступил во Всесоюзный заочный машиностроительный институт.

Мой дом -
моя крепость

С появлением Олега Григоревские стали задумываться о собственном домашнем очаге. Строительство многоэтажных домов тогда шло грандиозное, на получение квартиры со временем могла рассчитывать каждая молодая работящая семья. Виктор и Нина были готовы перейти на другое предприятие, открывающее перспективу скорого новоселья, но директор завода «Прогресс», на котором работали уже оба супруга, предложил иной выход. Перспективным работникам была выплачена заработная плата за восемь месяцев вперёд, и эта внушительная сумма послужила первоначальным взносом в жилищный кооператив. В 1965 году молодая семья переехала на улицу Промышленную, в собственную однокомнатную квартирку, которая показалась им настоящим дворцом.
В 1972 году семейное счастье Виктора и Нины приумножилось рождением второго сына - Алексея. В то время карьера В.Ф. Григоревского стремительно шла в гору. Его рационализаторские предложения были отмечены многочисленными грамотами и даже ценным подарком - самозаводящимися часами «Родина» - недосягаемой мечтой советских парней, должность инженера-механика сменилась на более почётную - заведующий промышленно-транспортным отделом горкома партии.
Нина Григорьевна, в свою очередь, окружала родных людей заботой, вниманием, домашним уютом. В квартире часто пахло свежей выпечкой, маринадами, ароматами затейливых блюд. Образцовой хозяйкой на кухне Нине Григорьевне помог стать один случай. Как часто бывает, молодой семье изрядно помогали родители. Мама Нины, будучи знатным кулинаром, делала заготовки на зиму сразу на две семьи. Однажды, когда Виктор и Нина уже загрузили её припасы в машину, одна из банок с душистым ароматным вареньем разбилась, и её пришлось выбросить. Ставшая свидетельницей произошедшего Нинина мама напрочь отказалась готовить для Григоревских. Тут уж - хочешь не хочешь - нужно всему учиться самой. И Нина Григорьевна выучилась, да так, что на соблазнительные запахи кушаний, разносившиеся по лестничной площадке, то и дело забегали переписать рецепт многочисленные подружки и соседки.

Испытание

Чёрные полосы пересекают жизненный путь тогда, когда болеют близкие. Наверное, это и есть одно из самых сложных испытаний - остаться один на один с болезнью родного человека, день за днём внушать ему надежду на выздоровление и вместе с тем поддерживать огонёк веры в себе. Такой суровый экзамен на прочность Григоревские выдержали в 1993 году, когда после сильной физической нагрузки Нина Григорьевна не смогла подняться утром с кровати.
Диагноз оказался пугающим - сместились межпозвоночные диски, из-за чего появились страшные боли в спине и ногах. Шесть долгих месяцев муж и дети делали всё возможное, чтобы в буквальном смысле поставить на ноги свою жену и маму. Пробовали разные лекарства, приводили врачей и массажистов. Особые надежды возлагались на инъекции, которые невропатолог делал при помощи огромной, более десяти сантиметров длиной иглы прямо в седалищный нерв. Для жены Виктор изобрёл специальную конструкцию из прочных опор и ремней, чтобы она могла подниматься и видеть в окно, как к ней спешат с гостинцами и лекарствами родные.
На борьбу с болезнью мобилизовалась вся семья. Едва выдавалась свободная минутка, в квартиру к родителям мчались Олег и Алексей. Все полагающиеся ему на работе отпуска взял Виктор Фёдорович, чтобы как можно меньше оставлять жену в одиночестве. И каждый раз, когда отчаяние захлёстывало душу, а боль заставляла стонать и ненавидеть собственные ноги, рядом были близкие люди. «Держись, Нина, вместе мы всё преодолеем!», «Мама, ты будешь, будешь ходить, верь мне!» - этими фразами-заклинаниями, безграничным терпением, заботой и, конечно, комплексным лечением Нину Григорьевну вернули к полноценной жизни.
Наверное, многим знакомо ощущение, когда внезапно душу охватывает необъяснимый страх за родного человека и хочется бросить всё и защищать его, не зная от кого или чего. Было такое и в жизни Виктора Фёдоровича. Однажды ночью предчувствие какого-то несчастья прогнало крепкий ночной сон. Проснувшись, увидел, что жены рядом нет. Встал, ощупью дошёл до ванной и увидел Нину лежащей на полу без сознания. С заходящимся от тревоги сердцем привёл её в сознание, вызвал скорую помощь. Потом, когда самое страшное было позади, В.Ф. Григоревский узнал, что у супруги тяжёлое отправление грибами, и сильная интоксикация могла бы закончиться трагедией.

Мы счастливы!

Хочется верить, что все тёмные полосы для семьи Григоревских позади. После нескольких переездов они обосновались в уютной однокомнатной квартирке на улице Серафимовича и счастливы настолько, насколько может быть счастлива отметившая изумрудную свадьбу супружеская пара. Нина Григорьевна и Виктор Фёдорович не только позитивные и целеустремлённые люди, но и активные пользователи глобальной сети. Внук Игорь установил для них компьютер, скайп, помог зарегистрироваться в социальных сетях. Теперь Григоревские общаются с давними друзьями, знакомыми, родственниками, которых судьба занесла далеко за пределы Родины. Сеансы видеосвязи проходят довольно часто, особенно с родственниками из Марокко и Соединённых Штатов, друзьями из разных городов.
Главное богатство супругов, конечно же, дети, внуки и правнук. Нина Григорьевна признаётся: в молодости мечтала о дочке, ведь считается, что девочка ближе к матери, чем мальчик. Однако сыновья и их жёны Екатерина и Наталья окружили родителей такой заботой и вниманием, которую не всякая дочь подарит. Они главные инициаторы и организаторы всех семейных торжеств и юбилеев. Дружной семьёй в мае этого года отметили Григоревские 55-летие своей супружеской жизни. «Мы были словно молодожёны, для которых организовали необыкновенный душевный приём, - с тёплой улыбкой вспоминает Нина Григорьевна. - И всё это сделали для нас дети. Стол прямо во дворе дома Олега накрыли наши любимые Катюша и Наташенька, мы лишь праздничный торт испекли».
И, нужно сказать, юбилейный торт оказался таким же, как их долгая счастливая семейная жизнь: добротным и красивым, приготовленным вместе с терпением и любовью.

Автор:Елена Потапова