На любовь ей отвечают взаимностью

07 октября 2016, 11:40 1710

Дети нередко играют в учителей, но, вырастая, чаще всего утрачивают интерес к этой прекрасной профессии. А вот среди педагогов немало таких, для кого профессиональный выбор был первым и единственно верным. Так случилось у преподавателя русского языка и литературы высшей квалификации Светланы Вячеславовны Савенковой.

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (10/07/2016 - 12:39)

С.В. Савенкова со своим 10-а. Фото Ирины Адам.

«Я родилась в семье учителей истории и с раннего возраста не видела никакой альтернативы продолжению семейной династии, - рассказывает о себе Светлана Вячеславовна. - Иллюзий не строила: видела на примере мамы и папы, с какими трудностями приходится сталкиваться. Почему-то я сразу поняла, что хочу быть учителем русского языка и литературы. В своё время с придыханием смотрела на свою учительницу Людмилу Константиновну Чижикову, она сейчас работает в 18-й школе. До сих пор помню её накрахмаленные воротнички, манеру держать себя, отлично помню уроки литературы. Мне очень хотелось так же красиво говорить, казалось, вот оно - счастье: войти в класс и рассказывать о Пушкине, Достоевском, Толстом. Сегодня значение классики не стало менее важным. Оцифрованный мир гаджетов обесценивает искренность отношений и глубину чувств, а литература возвращает эти ценнейшие человеческие качества».
Мама видела дочку экономистом (в начале девяностых прошлого века эта профессия стала очень востребованной), но Светлана сохранила верность мечте. С отличием окончив историко-филологический факультет Мичуринского государственного педагогического института, пришла в школу № 21 (сейчас № 15). Первый рабочий день начался с курьёза: молодой специалист заблудилась в лабиринте школьных коридоров и чуть не опоздала на урок. С тех пор прошло двадцать лет. За это время С.В. Савенкова выпустила десять классов, а это около 300 одиннадцатиклассников. Было среди них немало медалистов, победителей престижных конкурсов и олимпиад, талантливых, целеустремлённых ребят.
«С детьми всегда очень интересно и одновременно сложно: у них свежий взгляд на вещи, нестандартная логика, - размышляет классный руководитель 10-а. - Перед такими собеседниками невозможно прикинуться доброй, умной. Чтобы требовать что-то от них, нужно прежде всего самому соответствовать эталону. Именно эта бескомпромиссность, неприятие шаблонов и делает наше общение уникальным. Больше всего боюсь обидеть ученика, ранить его неосторожным словом, поступком. Учителю приходится всё время держать себя в тонусе. Не помню такого момента, когда не думала бы об очередных нововведениях, методических разработках. Это закаляет и придаёт уверенность в том, что ты делаешь нужное дело».
А как же отдых? Проблему нехватки свободного времени наша героиня давно решила радикальным способом: засидеться далеко за полночь с очередным проектом для Светланы Вячеславовны - дело привычное. Но результат того стоит! С.В. Савенкова шесть лет назад победила в федеральном конкурсе Национального проекта «Образование», войдя в число лучших учителей России и став обладателем Президентского гранта. А два года спустя она была признана Народным учителем Тамбовской области. Авторитетный педагог много лет возглавляет городское профессиональное объединение учителей русского языка.
Так в чём же прелесть работы учителя? Для Светланы Вячеславовны ответ очевиден: «В жизни могут быть очень разные обстоятельства, проблемы. Но когда приходишь в класс и видишь детей, которые смотрят на тебя широко раскрытыми глазами, забываешь обо всём. То время, что я провожу в школе, на уроке, делает меня абсолютно счастливой».
На такую любовь ученики отвечают взаимностью: показывают первые стихи, доверяют тайны. Выпускники нередко приходят в гости, пишут, а порой помогают советом своему учителю. Светлана Вячеславовна вспомнила недавний случай, когда принимала важное решение и поздним вечером по электронной почте поделилась сомнениями с бывшей ученицей. Та сразу же откликнулась, написав исчерпывающий ответ, подкреплённый цитатами из Маяковского, Блока. Значит, не прошли даром усилия учителя, значит, удалось взрастить разумное, доброе, вечное.
Светлана Вячеславовна лёгкой походкой торопится на очередной урок. Волнуется, как и в молодости, несмотря на большой педагогический опыт. Учить других и учиться самой - что может быть прекраснее!