Лента новостей
Статья23 марта 2010, 00:00

На "Милореме" - смена руководства

Остов маневрового тепловоза ЧМЭ3
Остов маневрового тепловоза ЧМЭ3

В жизни коллектива ПК "Милорем" произошло событие, имеющее историческое значение, поскольку затрагивает дальнейшую судьбу одного из старейших предприятий города и тех, кто продолжает сохранять ему верность. Речь - о внеочередной конференции членов кооператива, созванной по инициативе, исходящей снизу, ввиду тяжелейшей ситуации, сложившейся на заводе.

…Идя по центральной улице этого производственного гиганта, связывающей проходную с четырёхэтажным корпусом тепловозосборочного цеха, актовый зал которого был определён как место проведения конференции, мы не могли не обратить внимание на бросающиеся в глаза признаки серьёзного заболевания, поразившего некогда процветавшую производственную структуру. Сиротливо смотрится заброшенная в прошлом году теплица, в которой выращивалась витаминная продукция к столу заводчан. Потрясающее зрелище представляет "кладбище" маневровых тепловозов ЧМЭ3, от которых остались фактически одни остовы. В довершение этой печальной картины кооператоры сообщили, что закрылся заводской клуб и входящий в его структуру спортзал. Последний раз спортивное мероприятие (межцеховые соревнования по волейболу) проводилось здесь пять лет назад.
Вместительный актовый зал переполнен. Свободных мест нет, и люди стоят в проходах, занимают оконные ниши. Не перечисляя формальности, соблюдение которых обязательно для подобных мероприятий, перейдём к сути. Избранный ведущим конференции Н.С. Балясников сообщил: для участия в конференции избрано 72 делегата, присутствуют 65, а также 277 членов кооператива, то есть более 300 человек. Одним словом, кворум есть, и конференция правомочна начать свою работу. Попутно Николай Семёнович с сожалением констатирует отсутствие в зале генерального директора В.Г. Жданова, председателя заводского комитета профсоюза В.Н. Ширяева, представителей заводоуправления. На повестке два вопроса: выражение недоверия председателю правления кооператива - генеральному директору В.Г. Жданову и членам правления и избрание нового председателя правления - генерального директора ПК "Милорем" и нового состава правления.
Слово для доклада предоставляется начальнику тепловозосборочного цеха, члену правления кооператива А.А. Солодкому. Своё выступление Анатолий Алексеевич начинает с аргументирования законности проводящейся конференции. При этом он ссылается на Федеральный закон №41 "О производственных кооперативах" и устав ПК "Милорем". Чтобы у собравшихся не осталось и тени сомнения относительно законности и правомочности настоящего собрания, Анатолий Алексеевич цитирует статьи закона и положения устава. В частности, приводится третий пункт пятнадцатой статьи закона: "Внеочередное собрание членов кооператива проводится по требованию не менее десяти процентов от общего числа членов кооператива". То же записано и в уставе ПК "Милорем".
- Таким образом, не может быть никаких сомнений в том, что мы поступаем правильно, в рамках закона, - подытоживает А.А. Солодкий.
Докладчик также сообщает, что о предстоящей конференции в письменной форме проинформировано руководство завода, однако, судя по всему, оно не поддерживает инициативу трудового коллектива, также как и большинство членов правления кооператива.
Ещё до того как началось собрание кооператоров, мы побеседовали с А.А. Солодким о том, как родилась идея проведения внеочередной конференции и каким был механизм её воплощения в жизнь.
- Коллективу надоела провальная хозяйственно-экономическая деятельность предприятия, - пояснил Анатолий Алексеевич, - и кооператоры решили кардинально изменить её, войдя в структуру ОАО "РЖД". Однако и руководство завода в лице В.Г. Жданова, и правление кооператива против такого шага. Кроме того, руководство ОАО "РЖД" не желает вести диалог с Вадимом Георгиевичем, поскольку не находит с ним общий язык. И единственный выход в такой ситуации - смена руководства предприятия и правления кооператива. Такая возможность нам предоставляется федеральным законодательством и уставом ПК "Милорем", кстати, подписанным В.Г. Ждановым. С инициативой о созыве внеочередной конференции выступил коллектив самого большого на заводе тепловозосборочного цеха, который в наибольшей степени пострадал от перекосов в экономической политике: в прошлом году было сокращено 104 работника и осталось 230. Для проведения внеочередной конференции нужно было собрать 10 процентов подписей членов кооператива. Фактическая цифра - 25 процентов от общего числа кооператоров (988).
Но вернёмся к докладу. Его продолжение органически стыкуется с тем, о чём мы говорили с А.А. Солодким.
- С тем, кто поставил свою подпись под решением о проведении внеочередной конференции, В.Г. Жданов провёл беседу по вопросу: а зачем они это сделали? - сообщил Анатолий Алексеевич. - Считаю, что это противозаконно. Каждый член кооператива имеет право на собственное мнение и не должен заглядывать в рот руководителю. Как генеральный директор Вадим Георгиевич обязан обеспечивать создание нормального морально-психологического климата в коллективе. Фактически же налицо с его стороны морально-психологическое порабощение людей. Ситуация такова, что кооператоры лишены возможности высказать своё мнение, до того они напуганы. Кто у нас лучший экономист, финансист, инженер? Конечно же, В.Г. Жданов, потому что его мнение по любому вопросу - закон для всех. И не случайно завод покинули почти все представители высшего руководства - работать в такой ненормальной обстановке они просто не могли.
Докладчик переключается на производство:
- Согласно уставу кооператива В.Г. Жданов должен обеспечивать увеличение объёмов производства, своевременное и качественное выполнение договоров с заказчиками. А у нас налицо спад производства, который иллюстрируется следующими цифрами. В 2005 году было отремонтировано 232 тепловоза, в 2006 - 215, в 2007 - 199, в 2008 - 182, в 2009 - 65. А сейчас на заводе стоят 52 локомотива в разобранном виде. Спад производства сопровождается убытками. Как доложил финансовый руководитель, в 2009 году они составили 95 млн. руб., в январе текущего - 8 млн. 350 тыс. руб., в феврале - 16 млн. руб. К этому нужно присовокупить долги поставщикам комплектующих в размере 55 млн. руб. и кредиты на сумму 130 млн. руб. Руководство ЮВЖД требует вернуть локомотивы, которые уже включены в план ремонта, но ещё не разобраны. То есть оно намерено прекратить отношения с нами. А представители ОАО "РЖД" настоятельно требуют вернуть 50 локомотивов. Такая ненормальная ситуация складывается во многом из-за нарушения принципов оперативного управления производственной деятельностью. Получается, что В.Г. Жданов подменяет всех специалистов - от бригадира до управленца высшего звена. План на второй квартал предусматривает капитальный ремонт 15 тепловозов. Для его выполнения по нашему цеху потребуется только 116 человек. А что делать остальным?!
Из вышесказанного А.А. Солодкий делает выводы:
- Ремонт локомотивов востребован, а географическое положение завода очень выгодное для размещения здесь заказов. Однако нормальная работа возможна лишь при условии нашего вхождения в государственную структуру - ОАО "РЖД". Но пока у руля В.Г. Жданов, диалог с руководством акционерного общества не получится. В этом нас заверили в управлении по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области. Мы не можем допустить, чтобы предприятие рухнуло - это приведёт к ещё большей социальной напряжённости, а город и область лишатся солидного налогоплательщика. В настоящее время выполняется бессмысленная, убыточная работа, и нетрудно предсказать скорый обвал, который приведёт к банкротству. Вот почему мы должны сейчас принять важное решение.
На этом часовой доклад закончился, и ведущий предлагает высказаться желающим.
Слесарь-электрик электромашинного цеха К.К. Егоров:
- На заводе я более 30 лет. Начинал с В.Г. Ждановым. Тогда он был очень хорошим руководителем. Но теперь Вадим Георгиевич, похоже, выработал свой ресурс, и ему нужно уступить место другому. (Аплодисменты).
Монтёр пути транспортного цеха Н.С. Балясников:
- На собрании, проводившемся в транспортном цехе в 2008 году, рабочие задали В.Г. Жданову вопрос: "Правда, что через полтора года завод остановится?". Он ответил: "Не верьте. Это провокация". И тем не менее мы видим, что завод остановился. И не случайно от коренного разбежались все пристяжные. И что в таком случае делать коренному? (Аплодисменты).
Начальник машиностроительного участка С.М. Воробьёв:
- Финансово-экономическое положение завода, морально-психологический климат в коллективе с каждым годом ухудшались благодаря нашему руководству. Считаю, что настала пора его сменить.
Бывший бригадир машинистов-обкатчиков, попавший под сокращение, В.В. Голофеев:
- Ещё в июне прошлого года я говорил В.Г. Жданову, что для спасения завода нужно переходить в ОАО "РЖД", но он меня не послушал. И вот только теперь мы, наконец, пришли к этому убеждению.
Конференция принимает постановление из трёх пунктов.
1. Разработать план взаимодействия администрации завода с заказчиками с последующим заключением договоров.
2. Установить тесный контакт с городской и областной администрациями по вопросам организации дальнейшей работы коллектива предприятия и привлечения инвесторов.
3. Решить вопрос о переходе завода в структуру ОАО "РЖД".
Наступает кульминация собрания - голосование. Кооператоры решают сделать свой выбор в открытой форме.
За отзыв правления кооператива, председателя правления - генерального директора ПК "Милорем" В.Г. Жданова проголосовали единогласно, избрали новое правление кооператива в составе 15 человек и председателя правления - генерального директора. Такой чести удостоен А.А. Солодкий. В заключение Анатолий Алексеевич сказал:
- Я временная фигура - надо быть самоубийцей, чтобы сесть в кабинет руководителя, когда "корабль идёт ко дну". Но я должен взять на себя этот груз ответственности ради того, чтобы завод снова нормально заработал. Со временем, когда мы перейдём в структуру ОАО "РЖД", на предприятии будет новая администрация. Сегодня мы приняли серьёзное, непростое решение. Но это не значит, что теперь всё образуется само собой. Впереди у нас много работы…
Есть скептики, выражающие сомнение относительно целесообразности вхождения завода в структуру ОАО "РЖД". Но им можно противопоставить пример Тамбовского вагоноремонтного завода, который, работая в системе акционерного общества, добивается больших трудовых успехов.
Учитывая сложность, а порой и запутанность процессов, происходящих в российской экономике, мы не берёмся судить о правильности пути, выбранного локомотиворемонтниками. Наша задача в данном случае в другом - объективном освещении неординарного события, произошедшего на одном из крупнейших градообразующих предприятий Мичуринска. И тем не менее, несмотря ни на что, хочется надеяться: дела на предприятии, имеющем славные трудовые традиции, наладятся и его коллектив вновь заявит о себе как о правофланговом российской индустрии.

P.S. В дальнейшем события развивались следующим образом. На основании решения, принятого конференцией, А.А. Солодкий приступил к выполнению своих обязанностей и издал приказ об освобождении В.Г. Жданова от должности генерального директора. Через день после конференции на завод прибыли прокурор города А.А. Рыбальченко, транспортный прокурор Е.Н. Логутов, заместитель начальника УВД по г. Мичуринску, начальник штаба ГУВД подполковник милиции В.Н. Сойко с целью определения законности случившегося. Мы связались с Е.Н. Логутовым, чтобы узнать его мнение на этот счёт. Евгений Николаевич сообщил, что транспортная прокуратура проводит расследование, на основании которого будет дана юридически-правовая оценка произошедшему. Для этого потребуется некоторое время, и мы надеемся, что надзорный орган предоставит редакции результаты проверки. Руководители правоохранительных органов встретились с новым правлением ПК "Милорем". Во время состоявшегося делового разговора Е.Н. Логутов пожелал локомотиворемонтникам трудовых успехов.
Из этого сообщения, а также из материалов, предоставленных редакции помощником Мичуринского транспортного прокурора А.В. Калугиным, следует, что ситуация на заводе находится под контролем транспортной прокуратуры. А это значит, что беззаконию поставлен прочный заслон.
Из состоявшейся 17 марта беседы с новым председателем правления кооператива - генеральным директором ПК "Милорем" А.А. Солодким нам стало известно, что в настоящее время деятельность коллектива заключается в выполнении общественных работ (наведение санитарного порядка на территории, текущий ремонт и т.д.). Благодаря содействию управления по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области общественной работой сейчас занято 700 заводчан. Начальник управления А.Н. Колмаков обещал во втором квартале обеспечить такими работами 1200 кооператоров. Таким образом пока удаётся сохранить трудовой коллектив для настоящего дела.


Автор:Владимир Кужелев