На стажировке в Америке

01 марта 2016, 23:04 1410

Казалось бы, для простой сельской учительницы такая поездка ­ за гранью возможностей. Но если человек активный, целеустремлённый и творческий, он способен превратить свою мечту в реальность. Елена Валерьевна, сполна обладающая этими ценными качествами, так и сделала… Впечатлениями от увлекательной поездки за океан Е.В. Соколова делится с читателями нашей газеты. 

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (02/29/2016 - 16:05)

С чего начиналось...

В основе всего, конечно же, лежал интерес к предмету, желание совершенствовать свои языковые навыки, методику преподавания, активная работа в этом направлении. И вот однажды в 2013 году на семинаре в Тамбове от бывшей участницы программы повышения педагогического мастерства в рамках проекта Бюро образовательных и культурных программ Государственного департамента США узнала об этом международном конкурсе. Проект реализует Совет по международным исследованиям и обменам. Меня заинтересовала эта информация, и я решила попробовать свои силы. Программа ТЕА, дающая возможность 160 учителям из 55 стран мира расширить свои профессиональные знания и навыки, включала двухнедельную стажировку в американской школе, интенсивные занятия по методике, разработке учебных планов, использованию компьютеров в качестве средств обучения, консультации по учебным вопросам, знакомство с достопримечательностями Штатов.
Основные требования к кандидатам на участие в программе - работа на полную ставку в средней школе, не менее пяти лет опыта в преподавании предмета и намерение продолжить эту работу.
Среди критериев отбора кандидатов - профессиональный опыт и достижения, лидерские качества, достаточный уровень знания английского языка, потенциал для развития долгосрочных связей между своей школой и партнёрами в США и другие.
Программа предусматривает полное финансирование участников, включая оплату тестирования по английскому языку для полуфиналистов и проезда до Москвы и обратно, оплату всех транспортных расходов, обучения, проживания, медицинскую страховку, стипендию, средства на приобретение книг и другие нужды. На карточку мне, как и другим участникам, было перечислено более двух тысяч долларов.
Отбор кандидатов шёл около года. Самым сложным для меня был, пожалуй, первый этап - заочный, в ходе которого нужно было собрать массу необходимых документов, рассказать о себе, о своей работе, школе. Материалы я отправила в конкурсную комиссию зимой и в мае получила сообщение по электронной почте, что вышла в полуфинал.
Очный тур проходил в Москве. Нас было двенадцать человек. Мы сдавали международный экзамен и были приглашены на собеседование. После этого из Вашингтона пришло письмо, в котором меня приглашали принять участие в праздновании Дня независимости США в американском посольстве в Москве. В сентябре я узнала, что моя кандидатура одобрена. Впереди у меня были шесть недель в Америке…

Материальная составляющая

Двухнедельную стажировку я проходила в одной из школ города Рино (Pine Middle School) штата Невада, большинство учащихся школы - испаноговорящие, и английский для учеников - второй язык. Школы здесь находятся в удалении от дорог в целях безопасности, в них есть своя полиция. Когда начинаются уроки, двери закрываются, никого не впускают и не выпускают, пока не закончатся занятия. Выглядят учебные заведения все по-разному, у каждой - своя символика и цвета. Школы не имеют номеров, они названы в честь разных знаменитостей.
Формы как таковой нет, но существуют строгие ограничения в одежде. Например, нельзя носить всё чёрное - может расцениваться как принадлежность к бандитским группировкам. Брюки должны быть только тёмного цвета или цвета хаки. Учителям запрещено приходить на уроки в джинсах.
В учебных кабинетах нет окон, видимо, для того, чтобы дети не отвлекались. Нет учительской, педагоги находятся в своих классах, где для них созданы все необходимые для образовательного процесса условия. В их распоряжении - компьютеры, телефоны, интернет, ксероксы, принтеры, интерактивные доски, другие электронные средства, раздаточный материал, бумага - всё вплоть до самых мелочей вроде скрепок и точилок для карандашей.
Понедельник, вторник, четверг, пятница - обычные учебные дни, среда - сокращённый. Урок длится один час без трёх минут, три минуты - перемена. После второго урока - перерыв на десять минут, когда можно покушать. В основном дети едят чипсы, печенье. Есть ещё перемена на обед - полчаса.
Детям в начальной школе, когда они приходят, раздают бесплатный завтрак - омлет в упаковке, яблоко, булочку, молочный напиток.

Уважение - главное правило

Общение учеников и педагогов строится на взаимном уважении. Об этом напоминают многочисленные плакаты. Главный их смысл сводится к простой истине: будешь уважать людей - люди будут уважать тебя. Поэтому учитель спрашивает только тех ребят, кто изъявил желание ответить на вопрос и поднял руку. Как нам объяснили, чтобы не поставить ребёнка в неловкое положение - а вдруг он не готов к уроку. Более того, педагог не должен сам решать, кому из поднявших руку дать слово, чтобы его не обвинили в пристрастности, и действует по принципу - орёл или решка. Из разложенных на столе карточек с именами учеников он произвольно достаёт первую попавшуюся…
Строго запрещено в школах тактильное общение с детьми: к ним нельзя прикасаться ни в коем случае - ни погладить по голове в порядке поощрения, ни взять за руку. Даже просто осмотреть ребёнка, как он одет, обут, или выразить своё недовольство его поведением мимикой, словами. Это касается всех работников школ, а не только учителей.
Есть ещё одна заповедь -
не вмешиваться в личную жизнь семьи. Поэтому не проводятся внеклассные мероприятия, родительские собрания, общение с папами и мамами - только по электронной почте. В электронном журнале отмечаются посещения детьми уроков. Если ребёнок не пришёл, родителям отсылается сообщение, и лишь в крайнем случае, когда ситуация с дисциплиной или учёбой начинает выходить из-под контроля, их вызывают в школу.
Кстати, и дети ведут себя в соответствии с принятыми нормами поведения. Не бегают сломя голову на переменах, поэтому в школе тихая, спокойная обстановка. К учёбе в большинстве своём относятся ответственно, вдумчиво. Опоздание на урок на две-три минуты расценивается как ЧП.

Организация обучения

Американские дети начинают обучение в пять-восемь лет, в зависимости от штата, и завершают в возрасте от 18 до 19 лет. Начальная школа продолжается до пятого или шестого класса, после чего ученик идёт в среднюю, которая заканчивается восьмым классом. Старшая школа - это классы от девятого до двенадцатого.
В Америке нет единой центральной системы среднего образования. Каждый штат имеет свои правила относительно средних школ. Обычно они финансируются за счёт налогов конкретного города. По этой причине учебные заведения в обеспеченных районах более развиты, чем в бедных. От бюджета школы будет зависеть её оснащённость, возможность нанять лучших учителей.
Учебный год в школе Рино, где я была на стажировке, начинается десятого августа и заканчивается девятого июня. Состоит из трёх семестров, в середине каждого - небольшие каникулы.Образование нацелено на то, чтобы в старших классах естественными науками занимались мальчики, а гуманитарными - девочки.
Школьникам не дают домашних заданий. Их получают только те, кто показывает не очень хорошие результаты по предметам. Вместе с тем действует система стимулирования - здесь воспитывают детей больше пряником, чем кнутом. За выполнение домашних заданий выдаются специальные жетончики, на которые в конце недели можно приобрести себе в школьном магазинчике недорогие товары.

На шаг, но впереди...

Общаясь с американскими учителями, студентами университета, я от многих слышала мнение, что наша российская система образования хоть чуточку, на один процент, по итогам тестирования, но всё-таки опережает американскую. Как положительный момент заграничные коллеги назвали централизацию образования в России, наличие федерального перечня учебников, тогда как в США в этом вопросе нет чётких регламентов.
Приятно было, что педагоги из школы Рино отметили хорошую языковую подготовку, которую я получила во время учёбы в Тамбовском госуниверситете. В ходе стажировки удалось почерпнуть для себя немало полезного из педагогического опыта американских учителей, коллег из разных стран, расширить свой кругозор. Чему-то можно поучиться у них, что-то мы можем предложить им в качестве передового опыта…
Своим мичуринским коллегам - учителям математики, естественных, общественных наук, английского языка - хочу сказать: принимайте участие в программе ТЕА, которая открывает глаза на мир, обогащает интересным и полезным профессиональным и жизненным опытом. Дерзайте - и всё у вас получится.