Наращивая потенциал

11 ноября 2009, 23:00 2165

 Со дня основания Учительского, а ныне Мичуринского государственного педагогического, института прошло ровно 70 лет. Об итогах и перспективах деятельности вуза рассказал в дни славного юбилея ректор МГПИ, депутат Тамбовской областной Думы, секретарь политсовета городского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" В.Н. Яценко.

 

- Владимир Николаевич, педагогический институт известен далеко за пределами России благодаря достижениям педагогов и выпускников. Кто из них наиболее близок именно вам?  
- Немало известных людей вышли из стен МГПИ. Конечно, я могу перечислить тех, с кем я познакомился, обучаясь, а затем работая здесь. Сразу всплывают фамилии Е.С. Черненко, А.Р. Монастырского, А.М. Красноусова, А.Я. Баудер и многих других прекрасных педагогов и учёных. Я горжусь, что в далёком 1971 году закончил именно педагогический институт. 
- Расскажите нашим читателям о самых, на ваш взгляд, главных достижениях института за последние годы.
- Считаю, что к юбилею МГПИ подошёл сильным, окрепшим. Показатели наши поправились. В апреле прошло заседание аттестационной комиссии, где председателем комиссии наш институт был охарактеризован так: "Это один из немногих вузов России, который чётко ведёт государственную политику в подготовке квалифицированных специалистов в области педагогического образования, не шарахаясь по сторонам, не увлекаясь модными, но не профильными специальностями, и наращивая ежегодно свой потенциал". Мне кажется, это очень ёмкая оценка. Действительно, наши показатели говорят сами за себя, иначе такой характеристики МГПИ не получил бы.
- В течение ряда лет в институте открывались новые специальности, какие из них наиболее востребованы в современных условиях?
- Жизнь всегда вносит свои коррективы. Поэтому самое главное сейчас держать руку на пульсе времени. Не так давно мы открыли две специальности: "Безопасность жизнедеятельности" и "Технология и предпринимательство". Сначала предпочтение абитуриенты отдавали второй специальности. Но со временем картина изменилась: поток желающих поступить на "Технологию и предпринимательство" спал. А "Безопасность жизнедеятельности" остаётся по конкурсу на достаточно высоком уровне. 
Бывает и так, что потребность в тех или иных специалистах возникает за пять лет обучения студентов в институте. Например, лет пять-семь назад мы хотели прекратить приём на "Дошкольную педагогику и психологию". Совсем упал конкурс на эту специальность. А последние два года "Дошкольная педагогика и психология" - самое востребованное направление обучения в МГПИ. По количеству человек, претендующих на одно бюджетное место, держит пальму первенства. Наверное, сказывается небольшое увеличение рождаемости и возрождение детских садов. Этих учреждений сейчас не хватает, не хватает и воспитателей. Так специальность стала востребованной.
- Какие ещё тенденции наблюдаются в современной системе высшего педагогического образования?
 - В России идёт постоянное обсуждение, нужны или нет дополнительные специальности выпускникам педагогических вузов. Очень прагматичные люди считают, что необходимо хорошо готовить по одной специальности. Но я думаю, они далеки от истинного положения дел, особенно в сельской местности. Ну никак не получится в малокомплектной школе, чтобы учитель химии вёл только один этот предмет. Да, в больших школах так и есть, но в селе зачастую ситуация совсем иная. Поэтому мы за дополнительные специальности. На этом настаивает и Московский государственный педагогический университет. А Российский педуниверситет (г. Санкт-Петербург) против такой системы обучения.  
В МГПИ сейчас открыта уже 21 специализация. То есть при каждой специальности в институте есть ряд специализаций. Всё это создано для того, чтобы учитель был разнопланово подготовлен, особенно для сельской местности. 
- Говоря о нововведениях российского образования, нельзя не сказать и о внедряемом в вузы бакалавриате. 
- По закону, принятому Государственной Думой РФ, полный переход вузов на подготовку бакалавров должен быть завершён к 2010 году. Но практика показывает, что внедрить новую систему к этому времени многие учреждения не успевают. Возможно, даже будут вноситься поправки в закон, чтобы дать ещё один год на подготовку к введению повсеместно бакалавриата. Не исключено, что приём абитуриентов на обучение по прежней системе пока продлится. Но не более чем на один год. Парадоксально, но ещё нет даже утверждённых стандартов для обучения бакалавров. Стандартов нет ни по одной специальности, а ведь их планировалось разработать к началу осени этого года. Так что переход не будет лёгким. Бакалавриат - это не просто четырёхлетнее обучение. Он предусматривает совершенно иной подход к подаче знаний студентам. Поэтому готовиться к введению бакалавриата нужно очень серьёзно. Этим вопросом вплотную занимается и наш вуз.