Наука побеждать

19 октября 2009, 23:00 2693

В наши дни Мичуринский государственный педагогический институт активно занимается не только обучением будущих педагогов, но и развитием научного потенциала. Среди наиболее важных направлений - генетика, экология, литературоведение, языкознание и общая педагогика. Более подробно об этом мы попросили рассказать проректора по науке МГПИ, доктора филологических наук, заслуженного работника высшей школы России  П.А. Гончарова.

- Пётр  Андреевич, в последнее время руководство страны важное место отводит инновациям. Расскажите, пожалуйста, об этом направлении в работе МГПИ.
- Инновационные проекты в нашем вузе реализуются в основном в рамках работы лаборатории экологии и биотехнологии. Её работа проходит в соответствии с "Программой развития города Мичуринска как наукограда Российской Федерации", а также для решения образовательных задач в области прикладной экологии и микробиологии. Помимо этого, с 2008 года продолжены патентные исследования и ведётся научно-исследовательская работа по двум направлениям микробиологической биотехнологии - созданию ассоциаций микробов-деструкторов, участвующих в разрушении бытовых отходов и по созданию комплексов микробов-активаторов.  
Кроме того, по заданию управления образования и науки Тамбовской области в институте реализуется инновационный проект "Совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области", который осуществляется в рамках Приоритетного национального проекта "Образование".
Одним из прикладных направлений деятельности лаборатории экологии и биотехнологии стало выявление возможности обогащения почв азотом за счёт внесения в почву индивидуальных свободных азотофиксаторов. По этой теме сотрудники лаборатории И.А. Трунов, В.А. Дубовик и М.К. Скрипникова подготовили и опубликовали "Нормативные требования к оценке садопригодности почв Центрального Черноземья".  
В плане инновационной деятельности МГПИ продолжает сотрудничество с управлением народного образования администрации г. Мичуринска. На основе такого сотрудничества действует Центр работы с одарёнными детьми. Координирует эту работу доцент Л.Б. Трунова. Цель проекта - внедрение исследовательских методов обучения в практику массового образования. Одним из путей решения поставленной задачи стало выявление, поддержка, развитие и вовлечение в исследовательскую деятельность одарённых детей г. Мичуринска.  

Помимо уже сказанного, инновационная деятельность института включает в себя и внедрение научных исследований и разработок (монографий, учебных пособий, методических рекомендаций) в учебный процесс. Преподаватели института профессора А.В. Верзилин, П.А. Гончаров, доценты Л.Ф. Скрылёва, М.Ю. Романкина, А.Ю. Околелов, А.В. Логинов, Н.В. Черникова, старший преподаватель Н.В. Кудрявкина и многие другие на основе собственных научных исследований разработали учебно-методические пособия, используемые, в свою очередь, и при чтении соответствующих дисциплин национально-регионального и вузовского компонентов, курсов по выбору, а также факультативов. 
- Участвует ли пединститут в реализации Программы развития Мичуринска как наукограда?
- Да, институт в этой работе участвует. Однако лишь в той части подпрограммы "Образование", которая предусматривает расширение спектра специализаций биологического профиля, повышение эффективности работы аспирантуры по биологическим наукам, а также развитие научно-производственной деятельности. В рамках реализации Программы развития Мичуринска как наукограда МГПИ взаимодействует с ВНИИГиСПР им.И.В. Мичурина, ВНИИС им. И.В. Мичурина, МичГАУ, с Международным фондом биотехнологий им. И.Н. Блохиной. 
- Пётр Андреевич, существуют ли, на ваш взгляд, у современного образования какие-либо проблемы? Проводите ли вы их мониторинг?
- Полагаю, что сегодня те или иные проблемы испытывают большинство сфер нашей культурной, научной и производственной жизни. И образование в этом ряду не исключение. Возвращаясь же к вашему вопросу, отвечу, что институт на протяжении ряда лет продолжает исследование проблем общего, профессионального образования в их региональном аспекте. В лаборатории по проблемам малокомплектной и малочисленной сельской школы в минувшем году изучались проблемы подготовки учителя для сельской школы, целенаправленно и постоянно осуществлялась методологическая, психолого-педагогическая, методическая помощь учителям школ, активно проводилась работа со стажёрами и молодыми учителями как города Мичуринска, так и Тамбовщины в целом. Промежуточные результаты наших исследований были проанализированы совместно с управлением образования и науки Тамбовской области на состоявшейся у нас межрегиональной студенческой интернет-конференции.
- Каким образом педагогический вуз развивает такую специфичную научную отрасль, как генетика?
- Несмотря на то что институт является педагогическим, мы принимаем участие в выполнении и федеральных целевых программ, фундаментальных исследований наших научных учреждений, в первую очередь таких, как ВНИИГиСПР им. И.В. Мичурина и ВНИИС им. И.В. Мичурина. В рамках темы "Культивирование оздоровлённых (безвирусных) сортоподвойных комбинаций яблони и других плодовых культур" уже проведён комплекс работ по отработке технологии адаптации растений-регенерантов к условиям открытого грунта, изучены биологические особенности клоновых подвоев яблони в суперинтенсивных маточниках в условиях защищённого грунта с регулируемой средой. Дальнейшие наши исследования по культивированию яблони будут проводиться как в условиях защищённого грунта (маточники, зелёное черенкование), так и в условиях открытого грунта (маточники, питомники, сады на оздоровлённой основе).
- В каких ещё областях МГПИ удалось добиться существенных результатов?
- Значительных показателей удалось добиться институту в организации научных работ в области экологии человека и безопасности жизнедеятельности. Так, научная школа "Оптимизация оздоровительного потенциала и безопасной деятельности образовательного учреждения в современных условиях", возглавляемая профессором В.Н. Яценко, в минувшем году стала участником регионального конкурса Российского гуманитарного научного фонда, а проект "Оптимизация оздоровительного потенциала и безопасной деятельности образовательного учреждения в современных условиях" получил финансовую поддержку в объёме 100 тысяч рублей. Эта же проблематика обсуждалась в ходе прошлогодней Межрегиональной научно-практической конференции "Обеспечение безопасной деятельности образовательного учреждения в современных условиях".  
Кроме этого, кафедры, научные объединения, лаборатории института ведут значительную работу в области биологических наук. Так, в течение прошлого года на кафедрах биологического факультета было издано пять монографий, девять учебных пособий, 117 статей по актуальным проблемам биологии. В области биологии и экологии МГПИ принимал активное участие в организации и проведении Всероссийской выставки "День садовода-2009", Межрегионального конкурса студенческих экологических проектов, областной школы-семинара "Перспективы школьного садоводства".
В институте проводится большая научно-исследовательская работа по ряду лингвистических и литературоведческих тем. Только в последнее время подготовлены и опубликованы монографии Н.В. Черниковой, В.И. Козырева, Т.П. Нестеровой, Е.Н. Федосеевой, П.А. Гончарова, С.В. Филипповой, многих других учёных по актуальным проблемам филологии. В институте продолжено исследование коллективной темы "Жанровое своеобразие русской литературы XI-XXI веков: региональный аспект".  
- Одна из форм современного развития научного потенциала - участие в различных конкурсах и проектах. В каких конкурсах институт принимал участие?
- В последнее время в институте продолжена деятельность научных школ, поддержанных по результатам областного конкурса "Региональная поддержка научных исследований, проводимых ведущими научными школами Тамбовской области". Среди них "Культивирование оздоровлённых (безвирусных) сортоподвойных комбинаций яблони и других плодовых культур" (руководитель профессор А.В. Верзилин), "Исследование биоразнообразия антропогенно-трансформированных территорий" (руководитель доцент Л.Ф. Скрылёва). 
В минувшем году нами была продолжена работа развивающихся научных направлений Тамбовской области, получивших признание по итогам конкурса "Региональная поддержка научных исследований, проводимых ведущими научными школами Тамбовской области". Среди них проекты "Исследование национального самосознания и национального характера в русской литературе" (руководитель профессор П.А. Гончаров) и "История "малой родины": проблемы изучения и преподавания" (руководитель доцент И.В. Сидорова). 
На базе МГПИ и образовательных учреждений города и области успешно проведена научная конференция учащихся области "Путь в науку". По результатам конкурсов, проведённых в рамках этой конференции, определены победители, многие из них уже стали студентами, в том числе и МГПИ.  
Ряд научных коллективов института подготовил учебные пособия для школ области. Так, разработанный профессором Е.В. Алтабаевой учебно-методический комплекс "Культура устной и письменной речи" рекомендован управлением образования и науки Тамбовской области к внедрению в школьную практику, а автор комплекса получила грант от областного управления образования и науки.
- В каких международных проектах удалось принять участие вам в последнее время?
- За последнее время нами было организовано и проведено немало мероприятий международного уровня. Среди наиболее знаковых - конференция "Человек и природа в русской литературе (к 95-летию С.П. Залыгина)", где обсуждались разнообразные проблемы русской литературы, её преподавания в школе и вузе, вопросы экологического воспитания и образования. В международной конференции приняли участие более 120 филологов, философов, педагогов, культурологов, экологов из России, Китая, Грузии, Украины, Беларуси, Вьетнама. В минувшем сентябре успешно прошла организованная МГПИ международная конференция, посвящённая 15-летию природного заповедника "Воронинский".
- Существует ли в пединституте практика поощрения научно-исследовательской деятельности студентов?
- Да, такая практика существует. Для поощрения наиболее активных студентов, стремящихся реализовать себя в научной работе, в институте действует "Положение о научно-исследовательской работе студентов". Значительно стимулирует такую деятельность присуждение специальных и именных стипендий наиболее отличившимся, в том числе и в научной работе, студентам. На сегодняшний день в вузе присуждаются стипендии Президента Российской Федерации, ректора МГПИ, имени Н.К. Миттова, имени А.Р. Монастырского, имени Б.А. Быстрова, многие другие. Три студентки института (И. Савельева, Е. Мордасова, А. Нечаева) в 2008-2009 учебном году удостоены, в том числе и за активную научно-исследовательскую деятельность, именных стипендий администрации Тамбовской области и областной Думы.
- Спасибо за содержательную беседу и с наступающим юбилеем!