Навстречу прошлому

04 августа 2010, 23:00 2051
© Мичуринская правда - http://michpravda.ru (СР, 08/04/2010 - 14:54)

Недавно завершился второй этап водного перехода от села Старо-Тарбеева до Азова, посвящённого 350-летию создания регулярного российского флота и 375-летию Козлова-Мичуринска.

На этот раз покорять водные просторы отправилась команда, состоящая в большинстве своём из сотрудников филиала "Мичуринскмежрайгаз" ОАО "Тамбовоблгаз". Директора филиала "Мичуринскмежрайгаз" В.Ф. Горлова и заведующего профилактическо-оздоровительным отделом завода "Прогресс" А.И. Бугаева можно смело назвать опытными гребцами - первый этап большого пути был пройден с их участием. Своими впечатлениями от очередного путешествия по водной глади Дона поделился Анатолий Иванович Бугаев.
Отправной точкой для команды "Мичуринскмежрайгаза" стал Воронеж. Перед новым походом в конструкцию струга были внесены некоторые изменения - убраны карманы носовой и кормовой части. Путешествие началось с неприятной, но вполне закономерной неожиданности: спущенная на воду лодка, вероятно, из-за длительного пребывания под открытым небом начала заполняться водой. Около получаса судно находилось в затопленном состоянии, после чего экипаж приступил к ремонту - все щели были заделаны силиконом и покрыты слоем мастики.
Первая неудача и вынужденная потеря времени нисколько не обескуражили путешественников. Все прекрасно осознавали, что отправились не на увеселительную прогулку под парусом комфортабельного судна. Каждый был готов к трудностям, без которых не обходится ни одно смелое предприятие. На третий день струг под флагом ОАО "Тамбовоблгаз" двинулся вниз по реке Дон. Первой главной задачей для бывалых гребцов стала отработка слаженности движений новичков. Не каждого члена команды слушалось весло. Тем не менее парусно-гребному судну удавалось развивать скорость от 8 до 12 километров в час.
У города Лиски путешественников накрыла гроза с громом, молниями и проливным дождём. К сожалению, мечта огородников да и всего населения Мичуринска - хороший ливень - по-прежнему обходит нас стороной. Наверное, памятуя о засушливой погоде, безраздельно царящей в нашем городе, некоторые члены экипажа не сочли нужным прятаться под дождевиками. Действительно, нынешним летом попасть под ливень вряд ли кто-то сочтёт неудачей.
Утром гребцы менялись каждые 45 минут, ближе к обеду, которого у путешественников как такового не было, палящие лучи давали о себе знать, поэтому вёсла переходили из рук в руки каждые 30 минут. Кстати, легче всего грести оказалось под дождём - гребцы сменяли друг друга через час.
К берегу для ночёвки причаливали в 8-9 часов вечера, благо долог июльский световой день. После утомительной работы с веслом самое лучшее для путешественника - ощутить под ногами и не только под ними твёрдую землю. Но расслабляться некогда - для полноценного отдыха нужно разбить  лагерь с палатками, столовой, полевой кухней. Обеденный стол сооружался очень быстро. Для этого  использовались поддоны из лодки. Над столом устанавливался тент - вот и готова столовая для проголодавшихся гребцов. Учитывая, что основательно покушать можно только вечером, к ужину команда относилась с большим почтением. Словно заправские повара, путники готовили для себя и своих товарищей салаты, борщи, вкуснейшими супами потчевал своих спутников Владимир Горлов, кудесничал над пловом с бараниной Александр Пуршев.
А кроме кулинарных хлопот, нужно было ещё постирать одежду, развести огонь и, как ни печально, навести порядок на выбранном для стоянки месте. Наверное, это единственное самое нерадостное впечатление от поездки - кучи мусора, оставляемые человеком после отдыха на лоне природы. Чудесные пейзажи, горы, пляжи соседствуют со складированными отходами цивилизации.
Несмотря на напряжённый день, ночной отдых был недолгим. Неспешный ужин, песни под гитару, неожиданные визиты гостей - местных жителей, частые купания, шутки и байки отнимали минуты и часы драгоценного отдыха, зато заряжали хорошим настроением, оптимизмом, словно родниковой водой, смывали накопившуюся усталость.
Три серьёзных препятствия в виде понтонных мостов на своём пути встретили наши путешественники. Чтобы пройти под ними, приходилось переправляться на мелководье и вручную протаскивать судно под мостом. Особенно сложной оказалась последняя переправа. Ни один фотоаппарат или камера не запечатлели нелёгкий момент перетягивания судна под мостом - дорога была каждая пара рук…
Наверное, можно было бы долго описывать второй этап водного перехода, ведь каждый день на струге и вечер на берегу были неповторимыми, открывающими путникам новые уголки родного края, которые в далёком XVII веке точно так же представлялись взору служилых казаков.
Для местных жителей сам струг оказался достопримечательностью. С ним приходили фотографироваться, расспрашивали о целях поездки, а потом и оставались поужинать за походным столом. Наверное, гости не раз задумывались, ради чего, собственно, двенадцать жителей Мичуринска решили на восемь дней привычным делам предпочесть водный переход на парусно-гребном судне. Риторический вопрос типа "И зачем я во всё это ввязался?!", вероятно, посещал и членов команды. Но разве можно забыть необыкновенное ощущение свободы, когда ветер раздувает парус ставшего родным судна, ледяную чистоту и свежесть  встретившегося на пути святого источника, дивные красоты, созданные самой природой? 
378 километров прошла дружная сплочённая команда, набранная директором филиала "Мичуринскмежрайгаз" ОАО "Тамбовоблгаз" В.Ф. Горловым. Несмотря на двухдневную задержку, до Богучара экипаж дошёл на сутки раньше. В Богучаре путешественники встретились с экипажем под командованием директора школы №17 "Юнармеец" Р.В. Назарова. Ему предстоит преодолеть третий этап историко-краеведческого перехода и также соприкоснуться с историей родного края, ощутить волны и брызги великой русской реки, наполнить парус судна ветром, словно донесённым из давно ушедшего XVII века…