Лента новостей
Статья28 июня 2014, 01:00

Новый храм на старом кладбище

Котлован на старом кладбище. Фото Владимира Андреева.
Котлован на старом кладбище. Фото Владимира Андреева.

Завет Пушкина «Любовь к отеческим гробам» к Мичуринску не относится?

В день Троицкой родительской субботы решили мы посетить могилы отца участника Великой Отечественной войны Е.П. Андреева, его матери нашей бабушки О.Н. Андреевой и её сестры библиотекаря А.Н. Андреевой на Скорбященском кладбище. На подходе к кладбищу радовал глаз синий плакат, раскинувшийся над улицей: «Мы любим тебя, Мичуринск!». Но увиденное чуть дальше заставило в этом бодром лозунге усомниться.

Подойдя к воротам, мы остановились в недоумении: кирпичная ограда с левой стороны от ворот разрушена, место разрушения обнесено железными листами, да и на территории кладбища по левой стороне протянулся длинный металлический забор. Зачем появился этот забор на старинном городском кладбище, одном из немногих уцелевших в годы Советской власти символе исторической памяти? Ответа не было. На заборе отсутствовали необходимые надписи: что тут делается, кто за что отвечает и т.д. Происходящее смахивало на страшный сон. Но ярко светило солнце. Православные навещали могилы своих родных. К нашим родным могилам путь затруднил неизвестно кем воздвигнутый забор.
Еле-еле удалось протиснуться между забором и оградками, чтобы выйти на нужную тропку. Дальше - больше. Видно стало, что организаторы бесчинства работают с размахом: за забором поставлен строительный вагончик-бытовка, а за ближними могилами - вычищенный аккуратный котлован размером примерно 20 на 20 метров. Крайний срез котлована находится на расстоянии одной могилы от захоронения наших родных. Множество известных нам могил исчезло в результате этой строительно-карательной операции. Было от чего прийти в ужас.
Совсем недавно, в марте, одному из нас пришлось участвовать в работе «круглого стола», организованного рабочей группой по сбережению памятников истории и культуры при Тамбовской общественной палате. Выступали с анализом состояния сбережения памятников известные на Тамбовщине люди: журналисты Евгений Писарев, Маргарита Матюшина, Виталий Полозов, заслуженный архитектор РСФСР Александр Куликов. В наших речах прозвучало не только одобрение того, что делается в этой важной сфере нашей жизни (таблички со старыми названиями улиц в Тамбове, возрождённые усадьбы Ивановка и Вернадовка, памятник Е.А. Боратынскому и др.), но и сожаление по факту необдуманного сноса исторических зданий в Тамбове и Мичуринске. О покушении на территории современных некрополей на мартовском «круглом столе» ещё не говорилось. Не было фактов. А тут - вот такая неприглядная история.
По Федеральному закону №8 «О погребении и похоронном деле» (принят в декабре 1995 г. Государственной Думой, подписан Президентом в январе 1996 г.) существующие кладбища не подлежат сносу и могут быть только перенесены по решению органов местного самоуправления в случае угрозы затоплений, оползней, после землетрясений (ст. 2). Ни о каких таких стихийных бедствиях, слава Богу, в Мичуринске не слышно. На территории кладбищ по этому же Закону (ст. 16, п. 6) запрещается строительство зданий и сооружений.
Это по Закону. А что же на деле? Нас интересует, кто учинил беспрецедентный акт вандализма, посягнул на «святую родительскую землю», как называл кладбища В.И. Даль? Как реагирует на этот акт вандализма городской Совет, администрация города, прокуратура?
Для несведущих напомним, что Скорбященское кладбище хранит память о жителях Козлова-Мичуринска, живших в XVIII–XX веках. Кладбище носит мемориальный характер, поскольку на нём захоронены участники Отечественной войны 1812–1813 гг., Первой мировой войны, Великой Отечественной войны. Здесь лежат представители купеческих династий, заслуженные учителя, врачи, учёные - плодоводы и овощеводы, ученики И.В. Мичурина. Здесь нашли последний покой близкие для Мичурина люди: его дети Н.И. Мичурин и М.И. Мичурина, ближайший его сотрудник А.С. Тихонова. Здесь лежат родители народного художника СССР академика А.М. Герасимова, мать писателя Г.Н. Троепольского, отец академика живописи С.М. Никиреева, поэты, музыканты, журналист и художник В.К. Дрокин, спасший Ильинский храм от разрушения. Здесь могилы большого ряда священнослужителей, архиепископа Рижского Филарета, схимонахини матушки Серафимы (Белоусовой), могилы репрессированных священников и монашествующих. Специальный участок кладбища выделен под Братское мемориальное воинское кладбище, на котором покоится прах тысяч советских солдат и офицеров, погибших в битве с фашизмом. На этом воинском кладбище лежат Герои Советского Союза С.Г. Николаев и Э.Д. Потапов, командир дивизии П.С. Хаустович, комиссар Станиславской дивизии И.С. Хохлов, ректор МГПИ майор Б.А. Быстров, а также учёные-плодоводы академик ВАСХНИЛ П.Н. Яковлев, профессор С.Ф. Черненко, его дочь профессор Е.С. Черненко, её муж профессор В.И. Будаговский.
Как можно, живя в Мичуринске, не знать этого, не испытывать священного трепета при общении со Скорбященским некрополем?

Владимир АНДРЕЕВ.
Профессор кафедры русского языка и литературы Педагогического института МичГАУ член Союза журналистов России.

Нина АНДРЕЕВА.
Руководитель литературно-драматической частью Мичуринского драматического театра.

Прокомментировать это письмо мы попросили
настоятеля Скорбященского храма протоиерея Алексия Гирича.

Делаем благое дело

Прежде всего хочу заметить, что в Ветхом завете был замечательный закон, по которому не допускалось принимать суждения о человеке, учении или ином предмете, не ознакомившись с ним подробно и не изучив вопрос до конца. Это было очень мудрое правило, которое позволяло избегать многих недоразумений и прочих неприятностей. Жаль, что сегодня это правило мало кому известно и редко применяется. К сожалению, случилось именно такое недоразумение из-за недостатка информации по этому вопросу, так как, увидев начавшееся строительство, искренне уважаемый мной профессор В.Е. Андреев не обратился к нам, а сразу написал в газету.

Должен сказать, что мы давно мечтали построить Духовно-просветительский центр для жителей нашего города. В этом центре будет расположен крестильный храм в честь равноапостольного Великого князя Владимира и воскресная школа. К сожалению, прежде у нас не было такой возможности: не было средств. Милостью Божией три года назад у нашего храма появился меценат. Замечательный глубоко верующий человек, уроженец нашего города. Он уже помог вернуть нашему храму исторический вид, восстановить разрушенную в 1938 году колокольню, благодаря чему храм вновь стал величественным и благолепным. Он же приобрёл для нашего столь дорогого для всех мичуринцев храма замечательную звонницу из 8 колоколов, которая теперь ежедневно радует слух горожан, призывая их на молитву, напоминая о главном. Теперь наш благотворитель взялся исполнить нашу многолетнюю мечту: построить для нашей воскресной школы здание.
Воскресная школа при Скорбященском храме действует с 1997 года. Вот уже 17 лет мы стремимся прививать нашим детям, будущему нашего Богохранимого края, самые светлые и добрые качества. У нас есть большой потенциал, замечательные педагоги, большой опыт работы. Нет лишь своего помещения, из-за чего наша воскресная школа скитается по чужим углам. Безусловно, это не может не сказываться на образовательном процессе. И дети, и их родители с ликованием восприняли весть о готовящемся строительстве.

Мы долго подбирали место под это здание, ведь построить его возле храма невозможно, так как храм окружен могилками, а строить в удалении от храма значит заведомо лишить смысла строительство. Ведь Воскресная школа уже по своему названию подразумевает посещение по воскресным дням непосредственно после службы в храме и должна находиться в непосредственной близости от него.
И вот после долгих поисков, самым тщательным образом опросив жителей города, наших прихожан, родственников умерших священнослужителей нашего храма, родственников людей, живших на этом месте, мы выбрали участок земли при входе на кладбище, на котором никогда не было могил, где стояли жилые дома и раньше располагались кладбищенские службы. В последнее время там была асфальтированная площадка, и стоял мусорный контейнер. Кроме того, это место облюбовали бомжи и цыгане, собиравшие там милостыню. Они постоянно сквернословили, проклинали тех, кто не даст им денег, курили, выпивали на этом месте, там же справляли нужду, устраивали на лето на соседних могилках лежанки, где, упившись, спали. Для нас и наших прихожан было очевидно, что лучше это место использовать для богоугодного дела, строительства Духовно-просветительского центра, чем оставлять его под помойку и притон.
С просьбой о выделении места под строительство Центра мы обратились в администрацию города в сентябре 2012 года. Оформление документов заняло более полутора лет. Недавно мы получили правоустанавливающие документы. Прекрасный проект здания изготовлен мастерской «АвАрх» под руководством члена Союза архитекторов России Н.А. Аверочкина. Недавно по благословению епископа Мичуринского и Моршанского Гермогена мы начали строительство.
Несмотря на собранную информацию об отсутствии могил на месте котлована, мы приняли меры предосторожности: копали не спеша маленьким экскаватором под самым тщательным наблюдением священника и церковных служителей. И действительно, на месте котлована не оказалось ни одной могилы.
Однако нас ждала самая неожиданная находка, о которой никто даже не подозревал. На месте будущего фундамента было обнаружено на глубине всего одного метра перезахоронение большого количества костей, сваленных в специально выкопанную траншею беспорядочной кучей. По предварительной оценке можно сказать, что этим костям более 100 лет. И перезахоронены они были, по всей видимости, при строительстве на одном из старых кладбищ в советское время (предположительно, при строительстве завода автонасосов на территории Крестовоздвиженского кладбища на ул. Лаврова). Конечно, такое захоронение в канавке на краю кладбища с нашей точки зрения недопустимо, поэтому, тщательно собрав косточки руками церковнослужителей, мы сложили их в специально купленные новые гробы и, отслужив панихиду, с христианскими почестями захоронили их на нашем кладбище близ могилки матушки Серафимы (Белоусовой), установив на месте погребения новый красивый крест.
Конечно, ни о каком осквернении или вандализме тут и речи быть не может. Осквернение - предумышленное надругательство, мы же не сделали ничего скверного. Разве перезахоронение найденных останков воинов, павших на полях Великой Отечественной войны, - осквернение? Так же нельзя подобным образом называть бережное, совершённое с любовью, молитвой и христианскими почестями захоронение останков наших предков, которых чья-то безбожная рука свалила тайно в обыкновенную канаву.
Должен отметить, что и закон, на который ссылается Владимир Евгеньевич, полностью на нашей стороне. Статья 17 пункт 1 8-ФЗ от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле» гласит: «Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями». А в СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» в пункте 8.2. говорится недвусмысленно: «На территории санитарно-охранных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов». А именно таковое сооружение мы и планируем возвести.
Я очень надеюсь, что начатое нами благое дело по строительству первого в Мичуринске Духовно-просветительского центра с крестильным храмом и Воскресной школой найдёт искреннюю поддержку среди горожан, для которых мы стараемся, а это искушение, без которого обычно не обходятся благие дела, станет последним.
Хочется от души поблагодарить профессора В.Е. Андреева за то, что он проявляет заботу и неравнодушие к нашему любимому городу и его святыням. А поскольку, к моему стыду, я не знал раньше, что он давно интересуется проблематикой и историей Скорбященского кладбища, приглашаю его к сотрудничеству в этой области - возглавить попечительский совет по сохранению и восстановлению Скорбященского некрополя. Мы ведь тоже уже много лет боремся за приведение кладбища в должный вид. Поддерживаем порядок и чистоту на главной аллее, сделали освещение, расчистили при поддержке промышленно-технологического колледжа место погребения репрессированных, благоустроили могилку матушки Серафимы, проводим с Мичуринским государственным аграрным университетом субботники, сажаем цветы, стрижём газоны, хотя кладбище муниципальное, и к нам никак не относится.
Давайте в добром деле будем союзниками, и мы сможем сделать гораздо больше для нашего города!

С любовью во Христе,

настоятель Скорбященского храма протоиерей
Алексий ГИРИЧ.


Автор:Нина Андреева