О поклонах в храме

23 сентября 2011, 23:00 2893

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны со внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша и по возможности единовременно с другими молящимися в храме. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон: если малый, то нужно наклонить голову так, чтобы рукой можно достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклон в храме Божием не только чинно и все одновременно, но неторопливо и своевременно, т.е. именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения.
На всяком "Придите, поклонимся", на "Святый Боже", на троекратном "Аллилуиа" и на "Буди Имя Господне" полагаются по три поясных поклона. Только на "Аллилуиа" среди шестопсалмия, ради глубокой тишины по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение.
После "Честнейшая Херувим" и пред "Именем Господним благослови Отче" (или: Владыко) всегда полагается глубокий поясной поклон.
Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без креста. Когда же отпуст произносится с крестом, которым священник осеняет молящихся, поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителем складывают свои ладони, а затем ещё иногда и целуют их. При возглашении "Главы ваши Господеви преклоните" следует наклонять главу и стоять так до окончания молитвы; в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы.
Когда в церкви осеняют народ крестом, Святым Евангелием, Образом или Святой Чашей, все должны креститься, затем преклонять главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должны креститься, а только поклониться. Перед тем, как взять благословение, обычно совершается поясной поклон с касанием рукой земли. А осенять себя крестным знамением, то есть в этот момент "креститься на священника" не следует. При прикладывании (лобызании) к Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует полагать два поклона перед целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконам, не следует целовать их в лик. На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз. При многолюдстве в храме, когда даже стоять бывает тесно, лучше воздержаться от поклонов, поскольку опускаться на колени, задевая и безпокоя других, мешая их молитве, вряд ли благоговейно. Лучше мыслями поклониться Господу.
От Святой Пасхи до Святой Троицы, от Рождества Христова до Крещения Господня, вообще во все Двунадесятые праздники и воскресные дни великие поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.
Когда священник, преподавая мир, произносит “Мир всем” или возглашает “Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (общине) Святого Духа буди (будет) со всеми вами”, и хор, отвечая, поёт "И духови твоему" или "И со духом твоим", следует делать поясной поклон без крестного знамения. Перед и по прочтении Евангелия (на “Слава Тебе, Господи”) всегда полагается один поясной поклон. При начале чтения Символа веры, при произнесении слов "Силою Честного и Животворящего Креста”, при начале чтения Апостола, Евангелия положено осенять себя крестным знамением без поклона.