Лента новостей
Статья24 мая 2011, 01:00

"О вас бо промчеся Слово…"

Памятник  святым  равноапостольным Кириллу и Мефодию  на Самарской земле.
Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию на Самарской земле.

В этот майский день славянской письменности и культуры острее переживаешь малиновый перезвон церковных колоколен, вдумываешься в смысл подвига cолунских братьев, коих почитает не только церковь, но и светский календарь отмечен праздником. Словом, имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия символизируют сегодня симфонию светской и церковной жизни, другими словами, - гармонию, взаимопонимание, благодать.

Со времени кончины Константина Философа (в монашестве Кирилла) прошло 1142 года, а память о деяниях святых не только не растворяется в тумане времени, напротив, захватывает всё новые регионы и поколения, она не обрастает фантазией чудес и мифологизмов, ибо факты подвижнического пути зафиксированы и оценены современниками, учениками и даже Римским папой.
Так, в "Кратком житии Константина Философа", составленном в IХ веке Климентом Охридским читаем: "в городе Солунь жил муж по имени Лев, благоверен и праведен, со своей супругою (Марией -В.П.), и родилось у них семеро детей, самый младший и был Константин Философ, наставник наш и учитель".
Необыкновенно острый ум, редкие способности к наукам - языкам, математике, логике, риторике, богословию, философии, за что при жизни заслужил почётного прозвища Философ, открывали пути к карьере воеводы, богатству, славе, но к суете мирской жизни он выказывал полное равнодушие, как и старший Мефодий, который после 10 лет успешной службы воеводой в одном из славянских княжеств, бывших под греческим управлением (нетрудно заметить - Божие провидение готовило его к будущей апостольской миссионерской деятельности просветителя), постригся в монахи на горе Олимп (Малая Азия).
Богословием же Константин Философ (в монашестве - Кирилл) занимался, как он любил повторять, с радостью (о, как это созвучно с любимым приветствием преподобного Серафима Саровского: "Христос воскресе, радость моя!"); знал наизусть Священное Писание и святоотеческие сочинения, побеждал в бесконечных диспутах еретиков-иноборцев и сарацин-мусульман… И без того слабое здоровье подтачивалось, и он удалился к брату на Олимп, где дни и ночи проводят они в неустанной молитве и чтении творений святых отцов.
Но его ждало главное дело жизни, которое и обессмертило его имя. В 863 г. к Византийскому императору явились послы от Ростислава, князя из Славянского Великоморавского государства с просьбой: "Наш народ отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснял нам на нашем языке. Другие страны (славянские), увидя это, пожелают идти за нами. Ввиду этого, Владыка, пошли к нам такого епископа и учителя: от вас во все страны добрый закон исходит". Поручение императора Византии Михаила III и Константинопольского Патриарха Фотия ждало Константина Философа. Но в Моравии не было букв для славянской письменности. "Как же я буду проповедовать? Это всё равно, что записывать беседу на воде", - высказался Философ. Выход один: необходимо было в короткий срок создать славянскую азбуку.
Автор "Пространного жития Константина - Кирилла" пишет: "решившись, Философ по обычаю встал сначала на молитву вместе со своими подвижниками. И вскоре открыл ему Бог всё, слыша молитвы рабов Своих. И тогда он сложил азбуку и начал записывать текст евангельский: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово…”. И прочее. Таким образом, первой славянской книгой было Евангелие - апракос (служебное Евангелие). Академик В.Н. Топоров заметил: "Время создания славянской азбуки определяет время начала славянской письменности".
На Руси издревле почитались святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. На красочной миниатюре XIII века мы видим их сидящими за письменными столами согбенными над пергаментным свитком. А в композиции из восьми наиболее почитаемых святых в иконописном изображении они стоят в верхнем ряду напротив Архистратига Божиего Михаила и Апостола Андрея Первозванного, а внизу - равноапостольные Константин и Елена, Олег и Владимир.
В 1993 году Московский патриархат подготовил к Дню славянской письменности и культуры добротный документ. И всякий раз, словно эстафету, "вечевой колокол", звоном которого открывается и закрывается праздник, передают из одного города в другой: из Пскова - в Рязань, затем в Калугу, Новосибирск, Самару. Наиболее торжественным был праздник в 2004 году в Самаре: здесь был освящён митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием величественный собор во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при сослужении четырёх архиепископов и священнослужителей епархии, а также памятник святым известного скульптора В.М. Клыкова.
В нашем городе на месте Архангельского храма установлен Поклонный крест того же скульптора с барельефом болгарских святых и с надписью на восточной стороне: "Иже во святых отцам нашим равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям словенским. О вас бо промчеся слово Господне". Поистине так.
Вот и на этот раз, как и в прошлые годы, первокурсники в праздничных одеждах пройдут от факультета к памятнику и возложат венок с надписью "Первоучителям славянской азбуки от благодарного филфака МГПИ". Теперь такой же акцией встречают праздник и студенты факультета начального образования, где стараниями ректората и декана профессора В.Я. Никульшина открыта храм-часовня в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, освящённая епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием.
С праздником, дорогие братья и сестры!

Автор:Василий Попков