Лента новостей
Статья14 июня 2012, 01:00

Обитель христианских добродетелей

Главный монастырский корпус Козловского  Боголюбского монастыря с домовой церковью  в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".
Главный монастырский корпус Козловского Боголюбского монастыря с домовой церковью в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

История первая. Создание

Судьба Боголюбского кафедрального собора города Мичуринска неразрывно связана с историей Козловского Боголюбского женского монастыря. Несмотря на то, что Боголюбская монашеская община появилась в нашем городе в XIX веке, рассказ о возникновении этой обители следует начать с 1638 года.

Спустя всего три года после основания города-крепости Козлов в нём по указу царя Михаила Фёдоровича был устроен Ильинский женский монастырь, состоявший из небольшой трёхпрестольной церкви в честь пророка Божия Илии, Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. В храме размещались иконы, присланные в монастырь царём Михаилом Фёдоровичем. При монастыре было 22 деревянные кельи, в которых проживало примерно 60 монашествующих. Ильинский монастырь всегда был небогат, поскольку при нём никогда не было крепостных крестьян и церковной земли, а старицы кормились государственными пожертвованиями и милостынею. Ильинский женский монастырь просуществовал в Козлове 128 лет. В ходе екатерининского церковного реформирования в 1764 г. монастырь был упразднён. Бывший монастырский Ильинский храм превратился в приходской. Игуменья и все монашествующие сёстры Козловского Ильинского женского монастыря были переведены в Вознесенский девичий монастырь города Тамбова.
Так прекратилась видимая жизнь Ильинского монастыря, однако дух женского монашества в Козлове на этом не иссяк. Часть послушниц осталась жить в опустевших кельях упразднённого монастыря под именем общежительниц-богадельниц. Ведя скромную благочестивую жизнь и стараясь соблюдать монастырский устав, эти девицы всегда обращали на себя доброе внимание козловских граждан и заслуженно пользовались всеобщим уважением. Не случайно зажиточные горожане отдавали к ним на воспитание своих дочерей. Молитвенное правило сёстры-общежительницы исполняли по уставу Свято-Успенской Саровской пустыни. Среди их трудовых послушаний были выпечка просфор для козловских храмов, а также прядение льна и ткачество.
Без малого 100 лет богомольная женская община Козлова продолжала свое служение Богу и людям, сохраняя дух старинного Ильинского монастыря в нашем городе. В середине XIX столетия тихую безмятежную жизнь богомолок нарушила череда испытаний, попущенных Господом для укрепления их веры и устремлений в возрождение женского монашества в нашем городе. Случившийся в 1848 г. в Козлове пожар уничтожил кельи, в которых жили сёстры. Однако купец Фёдор Герасимович Воронов, усадьба которого была неподалеку от Ильинского храма, приютил погорелок.
Вторым ещё более тяжким испытанием стало притеснение богомолок светскими властями. По навету козловского городничего Чернопятова указом Тамбовского губернского правления 31 марта 1848 г. предписывалось уничтожить общество богомолок в Козлове. Сёстрам общины строго запрещалось носить чёрные платья. По свидетельству современников, они жили в постоянном страхе, на день все расходились к родным или знакомым, прятались по чердакам или в подвалах и погребах.
Однако эти скорби послужили сёстрам на великую пользу. Усилив свои молитвы, они всем сердцем стали просить Господа устроить женский монастырь в Козлове. Подкреплял их веру в возрождение монашеской жизни и замечательный сон, увиденный благочестивой старицей незадолго до начала череды искушений. Вот его дословное описание: "Я увидела облако как бы огненное, опускавшееся пониже Красной часовни к лугу (место, где позже были воздвигнуты Боголюбский собор и монастырь); из облака показалась Жена Прекрасная, на ней было нижнее платье багряного цвета с узкими рукавами, а покрывало голубое; весь образ Жены застилался как бы дымною мглою. Она с распростёртыми руками обратилась в ту сторону, что пониже часовни (Красной), и как бы благословила то место; обращалась затем она на все четыре стороны и заговорила: "На сем месте девы мя прославят".
Следует сказать, что в защиту сестёр от притеснений светских властей встали уже известный нам купец Ф.Г. Воронов, а также их духовный наставник соборный протоиерей Андрей Студенецкий и многие благочестивые граждане Козлова. В 1848 г. в память избавления жителей Козлова от холеры горожане решили построить обетный храм во имя Боголюбской иконы Богоматери, а при нём открыть женскую иноческую общину. В 1850 г. в Святейший Синод было направлено ходатайство горожан об открытии Боголюбской женской общины, которое было удовлетворено спустя восемь лет.
Несмотря на то, что разрешение на постройку монастыря пришло от Святейшего Синода в 1858 г., строительство монастырских зданий началось лишь в 1867 году. Помешал скорому строительству новой обители сильный пожар, случившийся в Козлове в 1865 г. и истребивший две трети города. Во время пожара сгорел общежительный дом при Ильинской церкви вместе со всем имуществом послушниц. В пожаре погибли три послушницы общины. Однако и это испытание не сломило веру благочестивых богомолок в скорое строительство монастыря. Сёстры будущей обители, находившиеся в разных местах, усиленно молились и не теряли надежды на построение своего нового приюта. В своей надежде они не постыдились!
На помощь сёстрам вновь пришёл козловский благотворитель и купец Фёдор Воронов, построивший на свои собственные средства всего за два года каменные келейные корпуса с домовой церковью. Уже к осени 1869 года строительство было завершено, вокруг новой обители успели даже установить кирпичную ограду с двумя святыми вратами и угловыми башенками. В начале декабря 1869 г. сёстры переселились в новоустроенную общину.

Автор:Андрей Околелов