/images/banners/1120_180_2.jpg

Оформление недвижимости: лично или через представителя?

09 января 2012, 23:00 2854

С необходимостью государственной регистрации прав на недвижимость приходится сталкиваться практически каждому человеку на протяжении жизни. Покупает ли он жильё, строит ли дом, вступает ли в наследство, обращение в Управление Росреестра неизбежно. Но далеко не все знают, что совсем необязательно делать это лично. Понятно это стало в ходе "горячей линии", организованной недавно Управлением Росреестра по Тамбовском области. На вопросы тамбовчан о сделках с недвижимостью и возможности использовать помощь представителя, действующего на основании доверенности, отвечала начальник отдела приёма-выдачи документов этого управления Юлия Владимировна Самородова. В этом материале мы собрали наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них.

-Куда и каким образом необходимо обращаться по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество?
- Приём документов осуществляется в отделах Управления Росреестра по Тамбовской области - в зависимости от местоположения объекта недвижимости, на который будет осуществляться государственная регистрация прав. Например, если имущество расположено в областном центре, то нужно обращаться в отдел приёма-выдачи документов Управления Росреестра по Тамбовской области, расположенного на ул. Рахманинова, 1-а, города Тамбова.
С 1 марта 2010 года заявление о госрегистрации и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, заявитель может отправить по почте - как почтовое отправление с объявленной ценностью, с описью вложения и уведомлением о вручении. По почте можно получить также и свидетельство о государственной регистрации. Отметку об этом необходимо сделать в заявлении о государственной регистрации.
Нередки случаи, когда в наследство вступают иногородние наследники. Случается, что они вынуждены уехать, не дождавшись свидетельства о госрегистрации. В этом случае, сдавая документы, в заявлении можно указать просьбу о направлении свидетельства о государственной регистрации по почте заказным письмом.
Также хотелось бы обратить внимание, что заявление о регистрации права может быть подано только лично тем человеком, который указан в документах, или его представителем, действующим по нотариально удостоверенной доверенности. Это же правило распространяется и на получение готовых документов.
- Что такое доверенность? На основании какой доверенности можно обратиться по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним?
- Руководитель юридического лица или гражданин могут поручить совершение разного рода действий другому лицу (представителю). Действия такого представителя будут законны только при наличии нотариально заверенной доверенности или доверенности, приравненной по Гражданскому кодексу к таковым: например, доверенности военнослужащих, находящихся на излечении в госпиталях; доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы; доверенности, удостоверенные главами местных администраций, в поселении, где нет нотариуса.
Гражданским кодексом установлено, что доверенность - это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность оформляется в строго определённых случаях и обязательно в письменной форме.
Доверенности, используемые при регистрации недвижимости, можно условно разделить на две категории. Во-первых, это доверенности на совершение сделок с недвижимым имуществом. Во-вторых, доверенности на представление интересов доверенного лица в органе, осуществляющем госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Примером может служить доверенность, выданная для подачи документов на государственную регистрацию.
Так, по закону государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. Например, представленный на государственную регистрацию договор может быть подписан лично "Продавцом" или "Покупателем". А подать его на государственную регистрацию может представитель по нотариально удостоверенной доверенности.
- Существуют ли какие-либо законодательные ограничения в действиях представителя?
- Действительно, Гражданский кодекс РФ ограничивает действия представителя на совершение определённых сделок.
Во-первых, представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Во-вторых, представитель не может совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства. В-третьих, не допускается совершать через представителя сделку, которая по своему характеру может быть совершена только лично. Например, законный представитель малолетнего не может дать доверенность от имени своего подопечного, так как он сам является представителем по закону. Подписать договор могут только лично мама, папа или опекун малолетнего ребёнка.
- Существуют ли ограничения в сроках действия доверенности? Действительна ли доверенность, выданная без указания срока её действия?
- Срок действия доверенности не может превышать трёх лет. Если срок в этом документе не указан, то он сохраняет силу в течение года со дня его выдачи. Доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указания о сроке её действия, сохраняет силу до её отмены лицом, выдавшим доверенность. Доверенность, в которой не указана дата её выдачи, не действительна.
- На что следует обратить особое внимание, оформляя доверенность на представителя по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним?
- Важно включить в текст доверенности данные о дате рождения доверителя, документе, удостоверяющем его личность, и адресе его проживания. Эта информация необходима для заполнения заявления о государственной регистрации и заполнения разделов Единого государственного реестра прав.
Существуют ситуации, в которых две стороны, подписав договор на отчуждение недвижимого имущества, в целях экономии времени поручают одному лицу обратиться в регистрирующий орган и сдать необходимый комплект документов на государственную регистрацию договора и перехода права. В практике существуют два основных способа передачи полномочий на предоставление документов. Заинтересованные стороны могут согласовать единого представителя и ему выдать доверенности. Или же одна из сторон доверяет другой и оформляет на её имя соответствующую доверенность.
Такое представительство возможно, если оно не связано с подписанием и заключением договора. Представитель в этой ситуации является лишь инструментом для механической передачи комплекта документов на регистрацию.
- Пожилые люди часто беспокоятся, не обманут ли их, не переоформит ли кто их квартиру без их участия по так называемой липовой доверенности. Или же доверенность уже выдали, а потом вдруг возникли сомнения... Что можно в этом случае посоветовать?
- Что касается уже выданной доверенности, то её можно отменить. Для этого нужно срочно обратиться в Управление Росреестра по Тамбовской области, чтобы подать заявление об отмене доверенности. С таким же заявлением необходимо прийти и к нотариусу, удостоверившему выданную доверенность.
Если же забыли - давали доверенность или нет, не надо переживать, надо обратиться к нам в службу по адресу: г. Тамбов, ул. Рахманинова, 1-а, или позвонить по телефону (4752) 79-59-12. Мы постараемся вам помочь!

Конкурс Лидеры интернета