"Охота жить!"

16 ноября 2012, 23:00 1667
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (11/16/2012 - 13:34)

Сцена из спектакля. Фото Дарьи Пронькиной.

Мичуринский драматический театр открыл свой юбилейный сезон. Поздравить труппу, всех благодарных зрителей, до отказа и в тот раз заполнивших прекрасное старинное здание "Товарищества разумных развлечений", как называли его строившие театр купцы, прибыло много дорогих гостей. Сердечное приветствие коллективу и всем мичуринцам передал от имени губернатора О.И. Бетина и председателя Тамбовской областной Думы А.В. Никитина его заместитель Е.А. Матушкин. В этой праздничной торжественной обстановке он вручил директору театра заслуженному работнику культуры РФ Галине Николаевне Поповой Благодарственное письмо Президента Российской Федерации В.В. Путина, которого она удостоена за творческие достижения, активное участие в общественной жизни и за работу в избирательной кампании по выборам главы государства.
- Достижения эти безусловны, - подчеркнул, выступая с приветствием начальник областного управления культуры и архивного дела Ю.Н. Голубев. - Только за последний год на стационарной сцене, а также в городах и районах области мичуринцами было показано 167 спектаклей, в том числе шесть премьер. 98 театральных постановок было адресовано детям и юношеству. Творческое горение Тамбовского областного государственного автономного учреждения культуры "Мичуринский драматический театр" - как официально именуется его статус - поистине очевидно и неоспоримо!
И вот - новая премьера: "Охота жить!". Большая сатирическая постановка по произведениям Василия Шукшина, которой автор инсценировки и режиссёр-постановщик Олег Куртанидзе, недавно ставший главным режиссёром МДТ, дал определение, как "энергичная комедия в двух действиях".
Заметим: мичуринский театр не в первый раз обращается к шукшинской тематике, помня извечный замысел писателя, над которым он бился во всех своих книгах: выявить тайну души человеческой через поступки персонажей. Поставить с помощью разговорчивых мужиков - основных героев его рассказов и повестей - такие вопросы, на которые отвечать (или не отвечать) будет предложено каждому их услышавшему. И задумавшемуся над бренностями нашей быстротекущей жизни. Помните, что говорил на этот счёт сам Василий Макарович: "Нам бы про душу не забыть, нам бы немного добрее быть, нам бы с большими скоростями не забыть, что мы люди..."
Панорамная красноречивая декорация, где нашлось место избам и завалинкам, горницам и светёлкам, божницам и по-сельски малым окошкам, где сидят на лавочках, семечки лузгая, балагурят, а то и поют пёстро разодетые в домотканые "фасоны" прошлого века парни и девки, предстаёт после подъёма занавеса. А сидит молодёжь под пристальным доглядом своих же деревенских старух (прекрасно в этих ролях трио заслуженных артисток России, ветеранов сцены Валентины Кошминой, Татьяны Николаевой, Виктории Дзидзан), каждая из которых женщина со своей нелёгкой судьбой. Биографией. Тайной... Ненавязчивое, порой совсем не замечаемое зрителем художественное и музыкальное оформление-сопровождение меняющихся как в калейдоскопе мизансцен (художник-постановщик заслуженный художник РФ Валерий Мелещенков, композитор Роман Бажилин) помогает лучше прочувствовать и понять характеры "чудиков" внешне, но мудрых и страдающих людей на самом деле, героев неповторимых шукшинских новелл. Тех, кого он поселил в рассказы "Солнце, старик и девушка", " Три грации", " Крыша над головой", с блестящим исполнением ролей заслуженными артистами РФ Яковом Волговским и Юрием Логиновским, артистами Виталием Мещеряковым, Людмилой Новиковой, дебютантом мичуринской сцены Сергеем Холкиным. Но если в ещё одном известном рассказе "Обида" происходит талантливо разыгрываемое, увы, сегодня ставшее уже просто печальной реальностью столкновение честности, бескомпромиссности, человеческой гордости, самоуважения с хамством, наглостью, беспардонностью в лице ухмыляющейся торгашки и пресмыкающихся людишек "из очереди" (весьма и весьма колоритны в заданных обстоятельствах актёры Пётр Соломонов и - особенно! - Ирина Дубровская, этакая типичная "хабалка со стройки"), то в сценах из "Срезал" всё обстоит гораздо сложнее.
И сам Шукшин говорил, что этот рассказ стоит в его творчестве особняком. Критики и сегодня спорят, каков он, Глеб Капустин, по существу? Что это за личность - рабочий пилорамы, ввязавшийся в острый спор с приехавшим в село "попроведать, отдохнуть" кандидатом филологических наук Константином Ивановичем. Только ли словесный забияка Капустин - "белобрысый мужик 40 лет, начитанный и ехидный" - или куда как тоньше и глубже городского учёного чувствующий жизнь, накал добра и зла, ума и глупости сельский житель?
Мне показалось, исполнитель главной роли опытный артист Геннадий Калинин и сам для себя ещё не решил, какова настоящая ипостась его персонажа, и к какому берегу надо плыть. Мелководному - сатирическому, разоблачительному? Или - глубоководному, драматическому, требующему куда как больше смыслового подтекста и актёрского мастерства... Но спектаклю этому ещё жить и жить, ключик к образу "дуэлянта" Капустина отыщется!
Вдалёком уже 1974 году на сцене знаменитого Ленинградского БДТ, теперь носящего имя Георгия Товстоногова, впервые увидела свет сатирическая повесть Василия Шукшина "Энергичные люди", поставленная режиссёрами Георгием Товстоноговым, Борисом Сапегиным. С исполнением центровых ролей блистательным неподражаемым дуэтом - Евгением Лебедевым и Валентиной Ковель. Почти 40 лет не сходит с тех пор название этого спектакля с театральных афиш в больших и малых городах России. Поныне доносится с небес до земли негасимый свет далёкой шукшинской звезды. Подлинное пиршество мужских и женских нравов, повадок, умыслов, "подстав", интриг и добродетелей (в спектакле занята вся труппа!) промелькнёт перед зрителем во всей красе. Даже не промелькнёт, а надолго останется в памяти, переведя ассоциативный ряд на "Ревизора". О котором сам Гоголь говорил: "В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться".
Без морализаторства и резонёрства, действуя на острых репликах, проходах, жестах, мимике, в непрерывном движении строится мичуринскими актёрами каждый эпизод пьесы. Сопереживая нюансам которой, зритель то умирает от смеха, то удивляется масштабам грехопадения "суразных" и "несуразных" действующих лиц - таких узнаваемых, живущих с нами рядом, то надолго задумывается, пытаясь понять: а в самом деле, что же с нами происходит? Так ли мы живём, как надо?
При всём при том сюжет пьесы вроде бы прост: у заведующего крупным магазином Аристарха Кузькина (арт. Геннадий Калинин) проблемы: его дошлая супруга Вера находит в пиджаке мужа любовную записку некой Сони. И затевает бурный семейный скандал, в котором грозит сурово отомстить неверному: написать прокурору заявление, в котором изложить все воровские махинации изменника, детали всех оргий, которые он вытворяет со своими дружками, такими же хапугами и пьяницами.
Щедро, не скупясь на краски, показывают никогда не мучающихся совестью бизнесменов эпохи социализма (кстати, не искавшей применения незаурядным способностям, практической сметке и хватке таким кузькиным) артисты Андрей Шепелев, Сергей Холкин, Виталий Мещеряков, Эльдар Касумов, Андрей Присницкий. Выступающие в замечательном актёрском созвучии с очаровательной в образе жены Кузькина актрисой Татьяной Рогачёвой и её соперницей Соней - Ириной Дубровской.
Думается, этой "Энергичной комедии" в постановке умелого, сразу показавшего своё режиссёрское дарование Олега Куртанидзе надолго теперь быть визитной карточкой Мичуринского драматического театра и у себя в городе, и в области, и во время "заграничных " гастролей.
А нам, зрителям, счастливо суждено вновь открывать для себя Шукшина, читать и перечитывать его произведения, смотреть фильмы с его режиссурой и его участием, думать, надеяться, ждать новых мощных творений художников теперь уже ХХI века. И в который раз горевать о том, что такие замечательные таланты, как Василий Макарович Шукшин, уходят из жизни в самом расцвете творческих сил, на взлёте гениальности...