Перспективы развития высшего образования

27 марта 2009, 23:00 2499

В последнее время значительные изменения происходят буквально во всех сферах жизни. Коснулись перемены и деятельности учреждений образования. О новых правилах приёма в вузы, введённых в этом году Министерством образования и науки РФ, перспективах развития высших учебных заведений города и основных направлениях деятельности Мичуринского государственного педагогического института мы беседуем с его ректором, депутатом Тамбовской областной Думы, секретарём политсовета городского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" В.Н. Яценко.
- Владимир Николаевич, в этом году педагогический институт в очередной раз должен получить аккредитацию на образовательную деятельность. Расскажите, на какой стадии находится этот процесс, известны ли результаты?
 
 - Недавно у нас закончила работу комиссия Федеральной службы по надзору в области образования. Посещает такая комиссия вузы каждые пять лет и делает выводы о пригодности учреждения к подготовке специалистов того или иного уровня. Комиссия в составе десяти человек трудилась у нас в феврале.
 
Интернет-экзамены в форме прямых заданий пройдены в декабре минувшего года. Результаты испытаний у нас хорошие, комиссия даже сочла их отличными. Из 30 экзаменов, в которых приняло участие около тысячи трёхсот студентов, 28 сданы на 80-100 баллов по стобалльной системе. Только два экзамена у нас опустились ниже порогового значения в 50 баллов. Это тестирование по физике, которое, по мнению комиссии, самое трудное для студентов всех вузов, и экономике. Можно считать, что 28 экзаменов из 30 нашими студентами были сданы на "хорошо" и "отлично".
 
Также члены комиссии проверяли всю документацию учреждения, ознакомились с нашей динамикой по кадрам, с достижениями в научной деятельности, подготовке учебных пособий, монографий, оценивали проведённый в корпусах ремонт и многое другое. Гости остались довольны результатами работы института, а от некоторых показателей и интерьеров даже были в восторге. Заключение после проверки составлено положительное, замечание указано только одно, как раз по двум вышеназванным экзаменам, но праздновать победу пока рано. Окончательное решение по выдаче аккредитации институту будет принято только в середине весны.
 
- Приближается горячая пора поступления в вузы. Готов ли к ней педагогический институт?
 
- Мы тщательно готовимся к очередному пополнению. Думаю, что с планом приёма справимся. Ещё ни в одном году не было у нас недобора студентов, хотя знаю, что многие вузы уже в 2008 году столкнулись с проблемой наполняемости учреждений, в первую очередь по демографическим причинам.
 
Нас волнует не только продолжающийся демографический спад, но и сложившаяся неразбериха с ЕГЭ. Я не против такой формы проверки знаний выпускников, возможно, она и объективна, хотя с некоторыми недостатками, но организация единых госэкзаменов требует более строгого подхода. Конечно, должны будущие абитуриенты как минимум в сентябре знать, что их ждёт весной. У нас же сейчас сложилась такая ситуация, когда в конце января мы только получили порядок приёма в вузы. Безусловно, ни школа, ни абитуриенты не были готовы к сдаче четырёх экзаменов в форме ЕГЭ или как минимум трёх по выбору вуза. Они узнали об этом только в начале февраля. Причём экзамены не на выбор абитуриента, а так, как предписало министерство.
 
Мы беспокоимся и за выпускников школ, и за свой институт. Конечно, русский язык и математику привыкли сдавать в форме ЕГЭ, ведь на Тамбовщине уже четвёртый год мы проходим это испытание, но вновь появившиеся экзамены вызывают тревогу. Очень много случаев, когда выпускники занимались иногда даже с репетиторами, готовились к одному, а сдавать им придётся другое или идти на специальность, на которую они не собирались. Более того, в течение февраля ещё продолжалось обсуждение изменений в порядке приёма в вузы. Надо серьёзнее относиться к такому важному вопросу, как решение судьбы молодых людей.
 
Наш институт выбрал из четырёх экзаменов три. На каждую специальность сдаётся русский язык, второй экзамен - профильный, третий для всех отделений свой.
 
- Наших читателей интересуют новые условия приёма в высшие учебные заведения, расскажите о них подробнее.
 
- Принципиальной особенностью поступления в высшие учебные заведения в этом году можно считать то, что теперь вузы потеряли право снижать нижнюю планку количества баллов при приёме. Например, в 2008 году по русскому языку 40 баллов - это "тройка", а 39 - уже "двойка", но мы могли взять человека, установив свой предел. Теперь это право потеряно. Вспоминается такой случай. Один абитуриент в прошлом году пришёл поступать в наш институт, имея по математике 85 баллов, а по русскому языку - 39. Ему всего лишь одного балла не хватало до установленной планки. В этом году он потерял бы право поступать в любой вуз, а в прошлом мы заранее снизили планку практически до 30 баллов, и абитуриент к нам поступил. В соответствии же с новыми условиями приёма ребята, у которых даже одного балла не хватает до установленного минимума, окажутся за бортом, не смогут обучаться в высших учебных заведениях. Понятно, что они имеют возможность получить рабочие профессии в техникумах, колледжах, но ещё неизвестно, насколько выпускники к этому готовы.
 
Также в этом году ребята, не сдававшие в школе единые государственные экзамены, пройти испытания в июле в центрах сдачи ЕГЭ не смогут. Такой центр традиционно будет работать и в нашем институте. Но в июле единые госэкзамены у нас будут сдавать только выпускники школ прошлых лет и ПТУ, а также выпускники колледжей текущего года. Таким образом, если подросток захотел в конце концов идти на "Безопасность жизнедеятельности", для чего нужно сдать географию, но он до первого марта заявление не подал, ему придётся проходить испытания по тому предмету, который он выбрал ранее. Такое нововведение ещё сужает круг претендентов на поступление в вуз.
 
- Планируются ли какие-либо изменения в сфере высшего образования в нашем городе?
 
- В рамках развития Мичуринска как наукограда РФ планируется создание так называемого Федерального научно-образовательного центра, который будет обеспечивать теснейшее взаимодействие различных учреждений нашего города в области образования, науки и производства.
 
Первый шаг совместно с Мичуринским государственным аграрным университетом мы уже сделали. Кроме сотрудничества кафедр, открытия филиалов кафедр друг у друга, обмена преподавателями, мы планируем создать льготные условия для получения одновременно двух дипломов. Если абитуриент заинтересован в параллельном образовании, то в один вуз он идёт как студент, в другой - как слушатель. При этом перезачитываются все совпадающие дисциплины. Таким образом, обучение во втором вузе обойдётся значительно дешевле (второе образование нельзя получать бесплатно), чем для просто получающего знания по одной специальности на платной основе. Здесь проявляется взаимодействие наших учреждений, а также открываются новые, надеемся, привлекательные возможности для абитуриентов. Причём спектр дополнительного обучения мы планируем расширять и в дальнейшем, чтобы готовить специалистов ещё более широкого профиля, чем сейчас.
 
- Много ли среди желающих обучаться в МГПИ представителей других областей или даже стран?
 
- В нашем институте обучаются как жители Мичуринска и Тамбовской области, так и представители близлежащих Липецкой и Рязанской областей.
 
В этом году мы планируем расширить приём иностранцев. Сейчас у нас уже учатся студенты из шести стран СНГ. Традиционно, я думаю, к нам приедут студенты из Средней Азии, Молдавии и Украины. Они прибывают каждый год. В 2009 году, возможно, к ним добавятся студенты из Абхазии и Южной Осетии. Сейчас ведутся переговоры по этому вопросу. Мы уже готовы их принять, оказать поддержку, предоставить общежитие. Отмечу, что оно недавно отремонтировано. Полностью в каждой комнате заменена мебель, установлены пластиковые окна. В прошлом году поменяли кровлю. На кухнях установлены новые плиты, стиральные машины. Условия в общежитии значительно улучшены.