Лента новостей
Статья25 марта 2010, 00:00

По следам невидимых зверей

По следам невидимых зверей

Читатель "Мичуринской правды" А. Зайцев, проживающий в микрорайоне Громушка (к сожалению, он не указал своего имени и отчества) в письме в редакцию предлагает запретить всякую охоту на зверей и диких копытных животных на 10-15 лет, исходя из того, что, как он утверждает, живности осталось очень мало. Нас заинтересовало это предложение, и мы решили узнать, действительно ли в наших лесах почти не осталось зверья.

Удовлетворить наше любопытство любезно согласился охотовед Заворонежско-Иловайского охотучастка, он же председатель Мичуринского общества охотников и рыболовов Константин Иванович Шейко. В назначенное время на видавшем виды “уазике”, управляемом Андреем Владимировичем Нечепоруком, мы отправляемся в лесную глухомань. По дороге к нам подсаживаются в сёлах Гаритово и Старая Казинка проживающие здесь старший егерь Сергей Николаевич Кобзев и егерь Владимир Николаевич Иванов, отработавшие в сфере охраны животных соответственно 30 и 14 лет.
Наш путь лежит в Заворонежско-Иловайский охотничий участок, раскинувшийся во владениях Ярковско-Иловайского и частично Ранинского лесничества на площади 69,7 тысячи гектаров. Дорога неблизкая, и чтобы скоротать время, проводим его в разговоре, из которого узнаём много нового, интересного. Работники Заворонежско-Иловайского охотучастка выполняют триединую задачу: охрана животного мира, его воспроизводство и биотехния. В охране фауны им помогают на добровольных началах члены общества охотников и рыболовов, а также работники районной милиции, которые участвуют в рейдах. Ещё находятся несознательные граждане, не признающие нормы взаимоотношений с живой природой. Только за осенне-зимний сезон прошлого года на нарушителей правил охоты составлено восемь протоколов.
Направленные на повышение эффективности воспроизводства диких животных биотехнические мероприятия предусматривают их подкормку с конца сентября по март зерном, сеном, вениками и солью. Подкормка осуществляется с семнадцати стационарных площадок, оборудованных навесами. Кроме того, в разных уголках леса размещено более ста солонцов. По мере поедания регулярно подвозятся новые порции корма, и кормушки не пустуют. Для доставки кормов используются два “уазика”, два снегохода "Буран", трактор и вездеход ГАЗ-66. По словам К.И. Шейко, в 2009 году зернофуража заготовлено в полтора раза больше, чем в предыдущем, с запасом на тот случай, если зима будет суровой. Большую помощь в этом важном деле оказывают спонсоры Сергей Александрович Пустовалов, Евгений Владимирович Нечепорук и другие.
- Есть как комплексные площадки для подкормки кабана, косули, зайца, так и специализированные, рассчитанные на кабана и косулю, - поясняет Константин Иванович. - Кстати, лось зерно не ест, он питается сочными побегами, корой дуба и осины и сосны в лечебных целях. А вот кабан всеядный. Наряду с белками растительного происхождения ему требуются и животные белки. Он съест и подранка, не побрезгует дождевыми червями, подчистит гнёзда. Там, где прошёл кабан, не остаётся ничего живого.
В беседе мы попутно коснулись и статуса Мичуринского общества охотников и рыболовов. Оказывается, оно занимает лидирующие позиции среди других обществ региона по всем показателям. Его члены активно участвуют в областных и всероссийских соревнованиях по спортивной стрельбе. Само общество ежегодно организует для охотников три вида состязаний по стрельбе - бегущий кабан, компакт-спортинг и круглый стенд (скит). Победители награждаются бесплатными лицензиями на отстрел копытных животных - кабана и косули, а также бесплатными путёвками на охоту. Что касается лося, то охота на него запрещена уже десять лет: раньше ежегодно отстреливалось по 30-40 товарных лосей, что привело к существенному сокращению их численности. В 1996 году прекратился товарный отстрел зверя (мясо сдавалось государству), а в 2000 году был застрелен последний спортивный лось для Тамбовского детского дома. Кстати, лось охотно поедает верхушки молодых сосёнок, чем наносит вред лесному хозяйству, но это ни в коем случае не может служить основанием для его уничтожения.
Передовые позиции в работе общества занимает первичный коллектив ОАО "Мичуринский завод "Прогресс" (председатель Сергей Борисович Чиркин). Нельзя не сказать несколько тёплых слов о старейшем охотнике 76-летнем Борисе Григорьевиче Балякине, который своим уважительным отношением к природе, активностью во всех делах содружества почитателей этого увлекательного занятия заслужил звание почётного члена Тамбовского областного общества охотников и рыболовов. Несмотря на солидный возраст, до сих пор возглавляет первичный коллектив №25.
Всего общество объединяет 17 первичных коллективов. Мичуринское общество добивается успехов и в собаководстве. На выставке, в которой участвовали охотники всего Центрально-Чернозёмного региона, наши лайки заняли в 2009 году пятое место из пятнадцати. А вообще в помощниках у мичуринских охотников собаки самых разных пород - гончие, спаниели, норные, легавые, борзые. Со временем собачье поголовье сокращается. Причиной послужил кризис, который привёл к тому, что содержание одной собаки теперь обходится в 2,5-3 тысячи руб. в месяц. Согласитесь, такое далеко не каждому по карману.
Разговор переходит на личность самого К.И. Шейко - разве не важно, кто занимает такую ответственную должность? Родился Константин Иванович в Ростовской области в семье столяра-плотника. Отец брал его на охоту с пятилетнего возраста, и он пристрастился к этому увлекательному занятию. По специальности он тракторист-машинист, но это не помешало пять лет назад стать охотоведом. Его интересует всё, что имеет отношение к охоте и диким животным, в мельчайших подробностях изучил их повадки. Для него нет ничего притягательнее общения с природой.
Переключаемся на проблемы, волнующие охотников. За последние годы резко сократилась численность зайца-русака, из-за чего охота на него запрещена. Причина - массовая гибель потомства этого пушистого зверька в весенний период, когда несознательные граждане поджигают сухую траву, в которой нередко прячутся зайчата. Три года назад поджоги обрели характер эпидемии по всей Тамбовщине. Погибло не только большое количество молодняка зайцев, но и пернатой дичи (перепел, куропатка), которая в это время высиживает яйца в гнездовьях, свитых в траве. В огне погибает также микрофлора и фауна, в результате чего нарушается экологическое равновесие в природе. Огромный ущерб фауне наносит растениеводство, в котором при обработке земли используется широкозахватная (до 24 метров) техника. Подсчитано, что до 75 процентов приплода зайца-русака погибает под такими агрегатами. Чёрное дело завершают браконьеры, которые в погоне за зайцами носятся осенью на автомобилях по зеленям.
…Между тем мы приближаемся к цели нашей поездки. Миновав бывший пионерский лагерь завода поршневых колец "Юный ленинец" с окнами домиков и корпусов, заколоченными досками, посёлок Ярковского лесничества, оказываемся в царстве деревьев. Два дня назад выпал снег, и без того плохая дорога превратилась в труднопроходимую. Зато на свежем белом покрывале хорошо видны следы зверей. "Вот здесь прошла косуля, - читает лесную книгу егерь В.Н. Иванов, - там протоптали тропу три-четыре семьи кабана. А лиса больше держится берегов Иловая. Вот парный след - это прошла куница.
Едем всё глубже в лес. На пути - лощина, спускаемся, и тишина оглашается шумом стремительно несущего свои воды Иловая. Фотографируемся на память на мосточке и едем дальше. Следов зверья попадается всё больше. Направляемся к одной из 11 подкормочных площадок, чтобы с глазу на глаз пообщаться с лесными жителями.
Дорога становится всё тяжелее - машина то и дело зарывается в снегу, и её приходится откапывать лопатами.
- Большой снег - погибель для животных, - рассказывает К.И. Шейко. - Три года назад стояли сильные морозы, снега много нападало. Косули на снег не ложатся - это грозит им простудой. Из-за большой высоты снежного покрова животные не могли докопаться до лесной подстилки, на которой они обычно отдыхают. А в итоге многие погибли от переохлаждения. Ущерб поголовью огромный. Если три года назад в наших угодьях насчитывалось 350 косуль, то сейчас только 84.
- А кабанов, волков?
- По нашим подсчётам, кабанов 60. Что касается волков, то последний был застрелен два года назад.
- Медведи водятся?
- Последний бурый мишка добыт охотниками на Тамбовщине в 1956 году.
Продолжая ликбез на тему животного мира, Константин Иванович рассказывает, что весной, спасаясь от комаров, в поля подаются все копытные животные - косули, лоси, кабаны. Каждая свинья водит своих поросят излюбленными маршрутами. Те запоминают их и, став взрослыми, водят собственное потомство этими же тропами.
- Вот здесь члены первичной организации завода "Прогресс", в их числе был и директор предприятия Владимир Анатольевич Дмитриев, 31 января закрывали осенне-зимний сезон охоты, - сообщает охотовед. - Выгнали тогда четыре лисы. Но подстрелить никого не удалось.
…Наконец добираемся до одной из подкормочных площадок. Чтобы не спугнуть зверя, оставили машину за километр от неё. Шли полчаса по глубокому снегу - малейший звук может насторожить чутких косуль и кабанов. Каково же было наше разочарование - площадка пуста. А вот следов от копыт видимо-невидимо - вся территория буквально затоптана. О том, что это место часто посещается, свидетельствуют многочисленные звериные тропы, идущие со всех сторон и сходящиеся в том месте, где находится корм. Видно, что зерна осталось мало.
- Всего три дня назад мы завезли полторы тонны на три площадки, - поясняет старший егерь С.Н. Кобзев. - Как видите, здесь почти всё съели.
- И каков общий показатель аппетита лесных обитателей?
- С октября прошлого года съедено более 20 тонн зерна. Кстати, пшеницу, ячмень и овёс выделяет руководитель крестьянского фермерского хозяйства Александр Владимирович Каширин.
Велико желание увидеть зверей в естественных условиях. Надеемся, что повезёт на другой площадке. Но и там нас встретили только следы. То же и на третьей площадке.
- Вот интересно! - удивляются егери. - Обычно едешь по лесу, и дорогу то там, то здесь перебегает косуля или лось. А тут - никого.
Поскольку следов очень много, не может быть и речи о том, что лес необитаем. И тем не менее за всё время пребывания здесь, а это около пяти часов, мы не увидели ни одной живности. И создалось впечатление, что мы ходим по следам невидимых зверей.
- Такое бывает, - успокоили егери. - В эту тяжёлую пору животные предпочитают держаться поодаль от мест, посещаемых человеком, чтобы их не беспокоили. Вот и сейчас они залегли где-то метров за 300-400 от подкормочных площадок. Такой режим позволяет им экономить энергию.
Велики лесные угодья, о благополучии "населения" которых пекутся работники Заворонежско-Иловайского охотучастка. Они простираются на многие километры и граничат с одной стороны с Липецкой областью, с другой - с Первомайским районом. Чтобы объехать эти владения по периметру, потребуется преодолеть около 200 километров.
…6 часов вечера. На лес спускаются сумерки. В верхушках сосен шумит ветер. Кажется, вот-вот завоет волк. Становится тоскливо, и берёт досада: столько времени потрачено на поиски зверья, и всё напрасно. Но охотовед К.И. Шейко не отчаивается, не теряет надежду запечатлеть на плёнку какого-нибудь зверя. Уже в сумерках он один отправляется по глубокому снегу на четвёртую по счёту подкормочную площадку, расположенную километрах в полутора от нашей стоянки… Ждать пришлось долго - около часа. И не зря: Константин Иванович принёс знатные трофеи - снимки матёрого кабана-секача. То-то радости!..


Автор:Владимир Кужелев